Денис задумчиво смотрел на доску, на которой светилась тема сочинения: “Как я провёл лето”. Он сидел и думал, что ему написать. Всё лето он провёл у троюродной бабушки в деревне, вдали от знакомых и друзей. Уезжая, он ничего не сказал даже другу Вовке, и теперь тот наверняка на него злится. Тому была причина. Серьёзная, ужасная причина, в которой стыдно было сознаться: он солгал. Дело в том, что отец Дениса работал геологом в поясе астероидов на Церере, а этим летом отправляли в командировку и его мать. Это значило, что его, Дениса, на лето будет не с кем оставить. Конечно, в свои двенадцать лет он был уже большой, да и Вовкины родители наверняка согласились бы за ним присмотреть. Но Денис расчитывал на другое. В том году, когда дядя Дима и тётя Наташа уезжали в экспедицию, они взяли Вовку с собой, он потом целую четверть рассказывал о своих приключениях.
Денис вздохнул. Он так надеялся что в этот раз героем окажется он, что едва только узнав о мамином отъезде, рассказал ребятам, будто бы отправляется вместе с ней, и даже пообещал привезти Светке метеорит! Но в планы взрослых, как всегда, входило совсем другое. Когда выяснилось, что никакими уговорами и обещаниями делу не поможешь и стать космонавтом никак не светит, он не захотел ни ехать в лагерь, ни оставаться с Вовкой, а сказал, что лучше погостит у троюродной бабушки Маши, с которой виделся только два раза. Мать удивилась, но просьбу исполнила, а бабушка была рада его принять. Там была речка, и лес, и пёс Тузик, которого Денис почти научил подавать лапу, с бабушкой они ходили за грибами, и всё было бы хорошо… если бы только он не сказал ребятам, что летит с мамой! И теперь, когда выяснится правда, его засмеют, всей школой и всем двором, и Вовка с ним больше никогда не заговорит, а Светка будет смотреть на него с презрением.
Что же делать? Денис украдкой оглянулся на товарищей, сосредоточенно пишущих в своих планшетах. Всем было, что рассказать. Всем, кроме него! А от него ждут историй и приключений о космосе, ведь он обещал! Он мог бы выдумать историю, ведь он почти всё знал о папиной работе, у него даже были фотографии папиной комнатки в жилом комплексе, и вышки, и старенькой мусорной машины, которую папа помогал чинить, когда из-за поломки весь мусор разлетелся по базе… Вот если бы…
Прикрыв глаза, Денис представил себя в этой комнатушке за столом: родители ушли, и он остался один на весь день. Так хочется достать из шкафа скафандр, надеть и выйти наружу — но это сторго-настрого запрещено, и автоматика его ни за что не выпустит без какой-нибудь серьёзной причины. Конечно, он, Денис Фёдоров, понимает всю важность правил на космической базе и ни за что не станет их нарушать ради забавы, ведь он впоследствии хочет стать геологом, как папа, поэтому должен вести себя так, чтобы на него уже сейчас могли полагаться и доверять. Поэтому он просто сидит и смотрит в окно.
Вон там справа за скалой, если хорошо приглядеться, можно увидеть группу горняков. Они добывают руду, а рядом тянется кабель, вон от той вышки, в нём огромное напряжение и нельзя допустить даже малейший обрыв. Но тут происходит непредвиденное, и в эту вышку врезается метеорит. Он слишком велик, и защита не выдерживает, всё начинает вспыхивать беспорядочными огнями, и становится ясно, что вот-вот произойдёт взрыв. Из-за повреждений вышка не может отключить питание автоматически, и нужен кто-то, кто сделал бы это вручную, это очень просто, всего лишь опустить рубильник — но никто из рабочих не успеет добежать туда так быстро, ведь счёт идёт на минуты.
И вот тогда он, Денис Фёдоров, простой ученик пятого класса понимает, что никто, кроме него, не может спасти людей. Раздумывать некогда, и то, что он собирается сделать, запрещено, но у него нет другого выхода. Денис понимает, что может погибнуть, но не позволяет завладеть собой страху. Он быстро надевает скафандр и, игнорируя врезавшуюся в уши сирену из-за разгерметизации помещения, покидает жилой комплекс через аварийный выход.
В последний момент он успевает отключить систему, и трагедии не происходит. Теперь он стоит у вышки, чувствуя, как его начинает бить озноб. К нему сбегаются люди, появляются мать с отцом, его одновременно ругают и благодарят, мать, конечно же, плачет, отец серьёзен и суров, но по его взгляду Денис понимает, что тот им гордится.
Толчок в спину вырвал героя из его грёз. Почти не глядя, Денис взял у товарища свёрток в упаковке из-под готовых завтраков и передал вперёд. Упаковка явно использовалась не по назначению: кто-то из младших успел нарисовать на ней домик и человечка. Похожие завтраки были на Церере у космонавтов, папа даже рассказывал, как они со Степанычем на Земле ездили их закупать.
Денис задумался. Ведь если бы такая упаковка с рисунком или с надписью… или с полустёртой надписью!.. Если бы она вдруг обнаружилась где-нибудь там, возле базы? Вот так, во время прогулки с отцом нашлась под ногами, и Денис пытается её прочитать, а отец уверен, что это просто грязь, и забирает находку.
Но Денис точно знает, что отец неправ, ведь он даже не посмотрел на неё, он думает, что это из-за той поломки мусорной машины. Денис же готов поклясться, что следы, которые он успел разглядеть, были на самом деле словами, и пусть он даже ошибается, но не имеет права не проверить свою догадку.
Понимая, что родители его не поймут, если проснутся и увидят, чем он занят, Денис всё равно пробирается к мусорному баку и находит эту старую упаковку. На другой день, когда никого нет, он внимательно изучает её — и несколько бессмысленных полосок на самом деле оказываются буквами, которые кто-то пытался нацарапать чем-то вроде острого камня — а может, сломанного карандаша. Он понимает, что у него в руках послание, зов о помощи, который подобно письму в бутылке в прежние времена, оказался прибит, как к берегу, к астероиду космическими течениями, и он, Денис Фёдоров, ученик пятого класса, сейчас держит его в руках. Ему удаётся расшифровать общий смысл послания, но несколько слов так и остаются неясны, ведь он всего лишь школьник и не знает всех этих обозначений баз, станций и кораблей. Он думает, что мог бы попросить помощи родителей, но что если они ему не поверят, не воспримут всерьёз и подумают, что это всего лишь шалости соскучившегося мальчишки? А там ждут помощи живые люди, и они могут её не получить только лишь из-за того, что ему не поверят взрослые! Тогда они погибнут.
И Денис решается на отчаянный шаг. Он надевает скафандр и, игнорируя вой врезавшейся в уши сирены, покидает жилой комплекс через аварийный выход. Он спешит к отцу — сейчас как раз обеденный перерыв и все в сборе, и если не отец, то хотя бы один из тех, с кем он работает, обратит внимание на его слова.
Конечно, едва он появляется в столовой, отец требует от него объяснений, он так возмущён, что слова Дениса про послание кажутся ему глупостями, он и слышать ничего не хочет, ведь он уверен: сын покинул жилой комплекс без разрешения просто оттого, что ему стало скучно, а теперь придумывает глупые оправдания. Но когда надежда почти иссякла, его сосед, дядя Коля, вдруг говорит:
— Постой, Иван, а ведь мальчишка прав.
Отец, конечно, удивляется, замолкает и вопросительно смотрит на своего друга. А тот рассказывает, что ему тоже попадалась такая упаковка пару дней назад, и он тоже подумал, что это поломалась мусорная машина, а на этикетке — просто грязь, но теперь, когда Денис сказал, что именно там написано, он тоже прочёл послание и даже может указать недостающие данные. И теперь, когда всё настолько очевидно, он не может понять, как не заметил этого раньше — ведь это Степаныч полгода назад закупил огромную партию гречки с курицей и отправил на “Аврору” — оттуда ещё жаловались, что они скоро начнут кудахтать. А потом с ними оборвалась связь — и вот теперь они нашлись! Кто-то успевает предположить, что если так, то “Аврора” дрейфует недалеко от Цереры, ведь иначе две упаковки подряд были бы невероятным совпадением.
Конечно, работы приостанавливаются и отец Дениса с дядей Колей и ещё двумя рабочими отправляются на корабле на поиски пропавших товарищей. Через два часа они возвращаются, ведя на буксире “Аврору” — маленький трёхместный корабль, потерявший управление и связь в густом метеорном потоке и вынужденный дрейфовать в космосе без особой надежды быть обнаруженным. Тогда отчаявшиеся космонавты прибегли к последнему средству: вот уже месяц они писали на упаковках от обеда послание — просьбу о помощи — в надежде, что кто-нибудь сможет его прочесть. Два дня назад закончился последний набор, и они больше суток не пили воды. Если бы не Денис, если бы он сейчас не прибежал и не рассказал о своей находке отцу и его товарищам, они бы погибли.
Конечно, Дениса благодарят, хвалят за внимательность и находчивость, отец глядит на него с уважением. А один из спасённых с “Авроры” дарит ему на память осколок от того злополучного метеорита, что угодил в корабль.
— Ну, что ты сидишь? — от неожиданности Денис даже вздрогнул. Над ним стояла учительница и через плечо смотрела в пустой файл. — Ты же знал, что сегодня сочинение?
— Наталья Константиновна, а он не может выбрать, какой из подвигов описать!
Денис зло обернулся за голос: ух, язва! Наверняка обо всём догадалась, а может, мать рассказала… Не будет ему теперь покоя…
— Тише, Света, работай, — остановила её Наталья Константиновна, а потом, наклонившись к Денису, негромко добавила: — Не можешь описать подвиг — опиши его отсутствие. Не каждому удаётся вынуть из реки утопающего или спасти человека из горящего дома. Но иногда подвиг — это просто сказать правду.
Денис сглотнул и сжал внезапно похолодевшие руки. Эта зазнайка-отличница даже своего младшего брата воспринимает серьёзнее! Но вот если бы они встретились в космосе… Космос — это другое, тут недостаточно просто хорошо уметь считать или знать на память стишки! Вот если ночь, и внезапно пожар на базе, и родители ушли, а остальные спят. Ванька испугался и ревёт, а Светка даже скафандр не умеет надеть, у неё всегда было плохо с физкультурой…
И вот его посреди ночи будит стук. Тётя Даша в слезах, двери заклинило и она не может их открыть, а Светка с Ванькой там одни, и Светка не отвечает. Отец с матерью выбегают в коридор, Денису велят оставаться дома, но он, конечно же, их не слушает. Вместе они кое-как открывают двери, но в комнате всё задымлено и ничего не видно, Светка наглоталась дыма и без сознания лежит у дверей, а Ваньки не слышно совсем. Искать его среди огня и гари в условиях почти полного отсутствия гравитации очень сложно, и противопожарная защита не может сработать из-за того, что в помещении люди. Мать Дениса приводит Светку в сознание, а отец и тётя Даша пытаются найти Ваньку, но тёте Даше становится плохо — у неё больное сердце, и отцу приходится выносить её из комнаты, а Ванька всё ещё остаётся там.
И тогда он, Денис Фёдоров, ученик пятого класса, схватив какую-то куртку и завернувшись в неё, врывается в горящее помещение — едкий дым жжёт глаза, но он заставляет себя смотреть, пытаясь дышать через рукав, очень быстро он проверяет комнату — шкаф, холодильник — мало ли куда мог спрятаться испуганный малец! — и находит Ваньку под кроватью. Денис хватает его на руки, выбегает с ним из комнаты, двери за ним закрываются и, наконец, осуществляется разгерметизация помещения, которая гасит огонь. Ванька крепко держит Дениса за шею, а Светка впервые в жизни смотрит на него с благодарностью.
Денис глубоко вздохнул и покусал губы. Такое никогда не могло бы произойти: Светкины родители даже не космонавты… и он тоже. Она просто посмеётся над ним… все посмеются, если он скажет правду! Может быть, подвиг — это ещё и то, что очень не хочется совершать?
Ну и пусть! Он всё равно станет космонавтом, и он не трус. Он расскажет, как всё было, и не станет врать. И пускай они все смеются — если хотят! Упрямо сжав губы, Денис оживляет клавиатуру и начинает набирать текст:
«Мой папа работает на Церере геологом. Этим летом маму тоже послали в командировку на Цереру. Я ещё никогда не был в космосе и очень хотел полететь с ней. Я думал, что много знать о папиной работе и хорошо учиться — достаточно для того, чтобы меня взяли, но я ошибся.
Вместо этого меня отправили в деревню к бабушке Маше. Там я помогал ей в огороде и в саду, ходил на речку и в лес. А ещё я много размышлял. Хотя у бабушки Маши было хорошо, я всё равно жалел, что меня не могли взять в космос без подготовки.
Теперь я понимаю, что чтобы полететь на Цереру или на другую базу, нужно быть профессионалом, много учиться и работать над собой. А ещё быть смелым и отважным, чтобы другие могли на тебя положиться.
Этим летом мне не удалось побывать в космосе. Но когда я вырасту, я хочу работать в космосе геологом, как папа, или спасателем, а может быть даже капитаном корабля. Я думаю, что если очень хотеть, хорошо учиться в школе и институте и сдать ГТО, то у меня всё получится».
Денис вздохнул, перечитал сочинение и решительно нажал кнопку отправки. Пусть так. Он пока ещё никуда не летал, но он сам написал, что космонавты — смелые и отважные люди, а ещё это люди чести, и если он хочет быть одним из них, то сейчас он должен был поступить именно так. И он ещё должен помириться с Вовкой, потому что уехал не простившись и ничего не объяснив. И когда-нибудь, когда он всё-таки станет космонавтом, он ещё привезёт Светке обещанный метеорит. Тем более, что если очень стараться, то действительно всё получится, и он ещё совершит подвиги, о которых сможет рассказать.
комментарии к работе
Очень интересный ход - показать романтику космоса глазами романтика-мальчишки. Рассказ простой, но симпатичный. Голосую.
ОтветитьБлагодарю!
ОтветитьОпять фигня. Автор! Ты в детстве говорил "Солгал?". Я нет. И много-много-много других детей тоже нет. "Лгать" - это чисто книжная фигня.
Если взялись писать от имени мальчишки - пишите по-мальчишечьи! Не надо свое тусклое речеизвержение вкладывать в уста парнишки. Не говорят они так! И не думают!
Да вы себя хоть читали?!
"Он так надеялся что в этот раз героем окажется он, что едва только узнав о мамином отъезде, рассказал ребятам, будто бы отправляется вместе с ней, и даже пообещал привезти Светке метеорит! "
Короче предложения! Короче абзацы! Проще язык! И люди к вам потянутся. Может быть.
За изложение - кол, за смысл - ноль. Не добрался. Обертка оказалась отвратительной, сорри.
Ответитьofftop: to oswstudio
я вас наверное сильно огорчу, я в детстве говорила и "лгать" и "врать", а ещё "обманывать", "заливать" и "брехать" и не потому что я была гениальным ребёнком - просто мне до школы много читали, и я сама когда читать научилась - продолжила дошкольную традицию. Так что словарный запас и сложность изъявления мысли - это, в большинстве, заслуга взрослого окружения. Вот у меня сейчас племяшка 3,5 года такие предложения длинные формулирует - Лев Толстой бы позавидовал. Поэтому, считаю не по делу придирка.
Ответить"Если взялись писать от имени мальчишки - пишите по-мальчишечьи!" Очевидно, автору "Белого Бима" нужно было в тексте гавкать и подвывать.
"И люди к вам потянутся. Может быть". Если такие, как вы, то лучшене стоит, правда.
"Обертка оказалась отвратительной, сорри". Плохо. Попробуйте почитать что-нибудь помимо конфетных фантиков. Со временем привыкнете.
ОтветитьПро "Белого Бима" - пять баллов! :))))))))
ОтветитьТоварищ, какой рассказ вам понравился? Или вы только ругательные отзывы пишете?
ОтветитьХороший рассказ. Но почему же такое сочинение короткое? Ведь герой явно в 5-м или 6-м классе (ему 12 лет.
ОтветитьДа не такое уж короткое на самом деле. Если переписать его от руки, то выйдет полторы страницы. Кроме того, существует понятие художественной условности. Вспомните сочинение Нади Огарышевой из фильма "Доживём до понедельника". Оно будет не длинее, а ведь это 9-й класс.
ОтветитьГолосую. Хорошо получилось.
ОтветитьСпасибо!
ОтветитьМне тоже показалось, что мальчику лет 8-9. От силы 10. И мечты скорее этого уровня, и стиль сочинения. Кстати, начало 5-го класса - это 10 или 11 лет, никак не 12.
Но это, наверное, единственное замечание.
Мальчишка вышел очень хороший, совершенно естественный. И в основном тексте, и в сочинении. Браво!
ОтветитьСпасибо! :)
По возрасту: странно, что-то у меня дебет с кредитом не сходится. Считала так, что детей будут снова отправлять в школу с 7 лет, насчитала 12. А теперь пересчитываю - 11. Где-то у меня явно путаница вышла...
ОтветитьДело не в рассчетах. Их могут и с пяти отправлять, тут всё на усмотрение автора. Просто нарисованный Вами образ - мальчик в возрасте 8-10 лет. В двенадцать они уже взрослее. Вот тут и возникает противоречие. Если будете переделывать - просто исправьте возраст на 10.
PS. Но с учетом того, что все дети разные, конкретный Денис мог и 12 остаться таким. Но десять - всё-таки, естественнее.
PPS. Тут важнее другое. По Вашему тексту герой идентифицируется вплоть до возраста. Настолько, что ошибка вычисления бросается в глаза. То есть, не просто "не картонка", а полноценный живой человек. Умение создавать такие образы дорогого стоит! Во всем финале я пока всего два таких образа нашел. Включая Ваш.
ОтветитьСпасибо :) Про возраст учту.
ОтветитьРассказ не такой простой, как кажется на первый взгляд: в нём несколько слоёв.
Правильный поступок мальчика... возможно, это ещё не подвиг, но следующим слоем возникает вопрос — что такое подвиг? В середине 20-ого века немецкий писатель Джеймс Крюс посвятил целую детскую книгу ответу на этот вопрос, отличную книгу («Мой прадедушка, герои и я»). Конечно, в повести больше места для раскрытия темы, чем в рассказе, но и рассказа хватит для того, чтобы затронуть самое главное. В вопросе о подвигах и героизме таким главным становится необходимость преодолеть страх, проявить выдержку, решиться на правильный поступок и довести его до конца («Может быть, подвиг — это ещё и то, что очень не хочется совершать?»). Возможно, поступок Дениса — это ещё не подвиг, но это уже Поступок, требующий и преодоления страха, и решимости, и даже выдержки, если окружающие не смогут оценить его по достоинству.
Ещё один слой также идёт следом — это разговор о дистанции между мечтами и реальностью. Можно быть сверхчеловеком в мечтах, но если не делать в повседневной жизни маленьких шагов в правильном направлении — в направлении, ведущем к Человеку, эти мечты так и останутся радужными мыльными пузырями.
Ещё слой — это атмосфера. Не навязчивая — без нарочитого выписывания, лишённая пропаганды, позитивная, естественная и живая. Люди не произносят речей о светлом будущем, они в нём живут, для них это — обыкновенное настоящее с повседневными проблемами, радостями и огорчениями. Здесь нет натужной попытки доказать, что «мы лучше», но сама суть огорчения и внутреннего конфликта ребёнка указывает на то, что мир его благополучен.
И наконец, что нужно, чтобы стать космонавтом? Денис пишет: «...если очень хотеть, хорошо учиться в школе и институте и сдать ГТО, то у меня всё получится». Вот для сравнения слова Криса Хэдфилда (канадский астронавт) о его точке зрения на этот вопрос в детстве (автобиографическая книга «руководство астронавта по жизни на Земле»): «Моя позиция была такой: «Возможно, этого никогда не случится, но на всякий случай я должен делать всё необходимое, чтобы двигаться к выбранной цели...». Герой рассказа смотрит на свою мечту с верой, реальный астронавт долгое время сомневался в успехе, но метод ими выбран одинаковый: учиться, тренироваться, стать интеллектуально, морально и физически пригодным для выбранной ими профессии.
ОтветитьСпасибо за такой интересный и развёрнутый комментарий!
ОтветитьРассказ офигенный! Ещё не все конкурсные работы прочитал, но из прочитанных этот явно на призовое место!
ОтветитьБлагодарю. Приятно получить столь высокую оценку.
Ответить