Перейти к содержимому


Фотография

Рукопись

команчи ликбез

Сообщений в теме: 13

#1 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 26 February 2016 - 09:29

Команчам, погибшим в неравной схватке с текстами, посвящается.
 

Пролог

Жарким июльским вечером в дверь комнаты Васисуалия Романовича, шеф-редактора местной литературной газеты, кто-то робко постучал. Васисуалий раздраженно крякнул, оторвал взгляд от монитора, на котором доблестно умирал его герой, и крикнул:

– Да! Кто там? Войдите!
Скрипнув давно не знавшими масла петлями, дверь медленно открылась, и в комнату вошёл щуплого вида сгорбленный паренёк в огромных очках.

– Вы, молодой человек, собственно, кто? – с удивлением спросил Васисуалий.
Молодой человек представился Иваном Кузнецовым, сказал, что имел честь познакомиться с Васисуалием Романовичем с месяц назад, у одного их общего знакомого, и объяснил, что вот недавно написал свой первый роман в десяти томах и пришёл узнать о нём мнение знаменитого на весь город редактора, прежде чем посылать текст в московское издательство. Васисуалий удивлённо посмотрел на молодого и явно талантливого автора, после чего спросил:

– Вы, я надеюсь, не все десять томов с собой принесли?
– Нет конечно, – ответил Иван. – Только половину первого! Всего десять глав.
– Так оставьте здесь, на столе. Я прочту. – Васисуалий скосил взгляд на монитор, где серый силуэт героя в позе лотоса сидел под сенью крыльев демона смерти.
– Васисуалий Романович, – с мольбой посмотрел на редактора Иван, – я понимаю, вы очень занятой человек, но сделайте милость, послушайте хотя бы первую главу! Я завтра уезжаю в деревню к бабушке, и мне очень хотелось бы знать ваше мнение!
Васисуалий ещё раз бросил взгляд на монитор, потом за окно, где оранжевое солнце заходило за крыши далёких многоэтажек, и покачал головой в знак отказа.

– Ну, Васисуалий Романович! Ну, пожалуйста! – выглядевший очень расстроенным Иван был готов бухнуться на колени прямо перед столом шеф-редактора.
– Ну, хорошо, – Васисуалий решил сдаться. Делать всё равно было нечего, играть расхотелось, а тут хоть какое-то разнообразие намечалось, пусть и весьма на любителя. – Читайте. Полчаса у вас есть.
Иван радостно хрюкнул, скинул на пол видавший виды рюкзак, пододвинул поближе к себе стул, сел, добыл из недр рюкзака толстую папку, открыл и принялся читать:

– Часть первая. Глава первая. День первый. Утро. Утро было во многих отношениях необычным. Во-первых, это было первое утро Брэдли в отцовском доме. Во-вторых, он с трудом помнил свое возвращение. Ни перелет с островов, ни дорогу из аэропорта в памяти восстановить никак не получалось. В-третьих, что-то явно не так было с ощущениями Брэдли. Только вот что именно – он понять никак не мог. Списав все на акклиматизацию, смену поясов и прочее, Брэдли решил не нарушать привычный уже режим, и погрузился в утреннюю медитацию1.

– Стоп, – вытянул перед собой руку Васисуалий, – дальше не надо. Переписывайте.
– К-к-как! Это ведь только первый абзац! – на лице Ивана возникло недоумение. – И что, всё переписывать?
– Угу, – Васисуалий потянул руку к мышке. – Все десять томов переписывайте.
– Но что не так-то? – казалось, что молодой человек сейчас расплачется.
Васисуалий водрузил локти на край стола, и окинул Ивана долгим, внимательным взглядом. Васисуалия снедали скука и духота. Очень хотелось пива. Закончив с изучением внешности гостя, он, наконец, сказал:

– Вот что, э-м-м... Иван. Вы сейчас сгоняете мне за пивом, я тут пока посмотрю ваш, э-м-м... опус магнум, а потом расскажу, что не так. Договорились?
Лицо Ивана просияло. Он так сильно закивал головой, что, казалась, она сейчас вот прям оторвётся. Вытряхнув хлам из рюкзака, Иван подскочил со стула и пулей выскочил за дверь. Васисуалий тем временем открыл папку и зацепился взглядом за абзац в самом конце первой страницы:

“Полумрак популярного в кругах IT-специалистов и компьютерных гиков клуба. В тот вечер была устроена ретро-вечеринка. На сцене разместился небольшой ансамбль, исполняющий инструментальную музыку второй половины прошлого века. Это было необычно, нехарактерно для этого места, насквозь пронизанного духом новейших хай-тек-технологий. Но Брэдли, неспешно попивающему горячий кофе из небольшой чашки, это нравилось. Народу было немного, по большей части у стойки, и Брэдли имел возможность обозревать почти все пространство клуба. Доиграв очередную вещь, ансамбль замолчал. Осталось одно фортепьяно, под бархатные и обволакивающие звуки которого в зал вошли двое. Вошедшего хозяина заведения, Кб., Брэдли сразу узнал. А вот его спутницу Брэдли прежде ни разу не видел. Это было небесное создание, будто бы сошедшее со страниц манги.”

Переворачивать страницу желания не было. Васисуалий откинулся в кресле и закрыл лицо ладонями. Авантюра была, бесспорно, гиблой, но почему-то именно сейчас перспектива увязнуть в трясине откровенно слабого текста его нисколько не пугала. Откуда-то появился драйв, который вскоре перерос в желание поработать ментором. В конце концов, от него не убудет. Васисуалий вновь склонился над столом, пробежал глазами ещё пару страниц, после чего с хихиканьем захлопнул папку и вернулся к прерванной игре.

Примечание к части
* Автор самокритичен, поэтому в качестве примеров использует фрагменты своих ранних текстов.

 

Показывать или рассказывать?

Дверь воем раненого назгула сообщила о возвращении Ивана. Он плюхнулся на стул, сбросил на пол позвякивающий стеклом рюкзак и принялся вытирать мокрый лоб ладонью. Когда лоб и лицо полностью покрылись сероватыми разводами, Иван стряхнул капли с руки и сказал, шумно выдохнув:

– Уффф… Еле успел до закрытия. Ну, что?
– Ты бутылку сначала достань, – ответил Васисуалий. – И это, ничего, что я к тебе на “ты”?
– Ничего, нормально. – Иван вытащил из рюкзака пиво и поставил перед хозяином комнаты. Бутылка была только недавно из холодильника и конденсат ещё не успел испариться. Васисуалий схватил её, открыл прямо об край стола и присосался к горлышку, запрокинув голову.

– Ох, – сказал он наконец, ополовинив бутылку. – Жара страшная, а тут ещё ты со своей писаниной. – Васисуалий из-под опущенных век посмотрел на Ивана. – Пару бутылок оставь здесь, а остальные отнеси в холодильник. И найди там что-нибудь на закусь! – крикнул он вслед парню, который уже успел умчаться на кухню.
 

* * *


– В общем, смотри, – Васисуалий отложил в сторону растерзанную спинку толстолобика и ткнул масляным пальцем в самый верх первой страницы опуса. – У тебя ведь тут самое начало, так? – Иван кивнул. – Тебе надо захватить внимание читателя, заинтересовать, может быть, даже заинтриговать. Так? – Иван опять кивнул. – А ты, балда, что делаешь?! Предлагаешь ему скучное описание ощущений какого-то Брэдли, который для читателя ещё никто и звать его никак. Ну, что за фигня? – Васисуалий поднялся со своего кресла, отхлебнул пива и принялся расхаживать от стены к стене. – У тебя ведь тут прекрасная сцена получается...

– Простите, что получается? – глаза Ивана внимательно следили за каждым движением хозяина комнаты.
– Сцена, говорю, хорошая получается. Я вот о чём: у тебя чувак просыпается в смутно знакомой комнате, какие-то странные ощущения в теле, нихрена не помнит. С бодуна, что ли?
– Да нет. Там другое.
– Ну, пока не суть важно. Вот что ты сам в такой ситуации делать будешь? В эту, как её, медитацию тут же сядешь или всё-таки на измену?
Иван хмыкнул и покачал головой.
– Вот и я бы тоже на измену сел, – согласился с ним Васисуалий. – А ты что пишешь? Какую-то скучную портянку.
– И что же делать?

– А я тебе уже сказал – всё переписать. А конкретно этот кусок превратить в эту самую сцену. Тут понимаешь, в чём фишка, – Васисуалий сел обратно за стол и принялся дальше терзать толстолобика, – по-хорошему, все ключевые моменты твоего текста должны быть сценами, в которых ты показываешь читателю то, что хочешь сказать. Через действия героев, их диалоги, то, как они проживают свои чувства и эмоции. Читатель – он ведь не глупый, даже если иногда так кажется. У него есть какой-никакой, но жизненный опыт, – Васисуалий громко отхлебнул пива и причмокнул. – Так вот, когда ты показываешь, ты обращаешься напрямую к этому опыту, включаешь воображение читателя, его эмпатию, заставляешь переживать вместе с героем и за героя. А просто описывая действия персонажа, обозначая словами те переживания, которые он испытывает, ты не достигаешь и десятой доли того, чего мог бы достичь. И главное, – тут Васисуалий ткнул обглоданным хвостом рыбки в нос Ивану, – если выбранные тобою слова будут расходиться с действиями героя – будет полный швах. Читатель почувствует фальшь, пусть даже и не поймёт, как именно его обманывают. Понимаешь?
Иван смотрел на Васисуалия чистым, наивным взглядом широко раскрытых глаз.

– Ясно. Как в том анекдоте: "Ты не мудри, ты пальцем покажи", – Васисуалий откинулся в кресле и прикрыл глаза. Духота постепенно спадала, из открытого окна тянуло вечерней прохладой, и ночь обещала быть томной. – Ну, хорошо. Будем показывать. Итак, в задачке нам дан герой, который в непонятках просыпается неизвестно где. Закроем глаза на то, что так начинаются куча книжек разной степени качества, это сейчас не важно. В общем, он проснулся, открыл глаза, увидел вокруг то, что совсем не ожидал увидеть, судорожно пытается вспомнить, где это он, но не может. Как сюда попал – тоже не помнит. Тут самое время герою испугаться, может быть, запаниковать, вскочить с постели, ломануться в дверь или в окно. Ты это, "Мальчишник в Вегасе" смотрел? Тамошнее начало помнишь?
Иван кивнул.

– Вот как-то так. Тут ведь куча действий, и реакций на эти действия как самого Брэдли, так и того, что его окружает. А где действия – там динамика. Где эмоциональные реакции – там вовлечённость читателя. А главное, у твоего героя появилась первая цель – разобраться, где он и что он. Бинго! В общем, вот тебе бумага, – Васисуалий выдрал из ивановой папки верхний лист, перевернул его и протянул Ивану, который смотрел на этот вандализм с раскрытым ртом. – Пиши.
– Что? – Иван пытался пристроить вырванный лист на место. – Что писать?
– О том, как Брэдли в новом доме просыпается. Я ж тебе только что примерный порядок действий показал. Вот его и описывай! Ну, то есть, показывай.
 

* * *


– Васисуалий Романович, – подал голос Иван спустя десять минут после того, как начал писать, – а как правильно: "облигающий" или "аблегающий"?
– "Обле"... Постой, ты чего там пишешь? – Васисуалий оторвался от разборки с очередным компьютерным монстром и пододвинул к себе лист с каракулями Ивана. – Ох, горе ты моё луковое, как же ты с такими способностями десять томов-то написать осилил?

– Так я это, я в "ворде", он сам ошибки исправлять умеет.
– В голове твоей ошибки исправлять надо, а не в писанине, – Васисуалий скомкал лист, точным броском отправил его в форточку, затем вырвал из папки новый. – Пиши: "Я, Иван Батькович Кузнецов, такого-то года рождения, обязуюсь больше"...

– Васисуалий Романович, мы ведь вроде сейчас про другое... – перебил его Иван.
– Да, точно, это из другой книжки. Ну, давай тогда давай попробуем так: "Брэдли проснулся от мерного стука дождя в оконное стекло. Глаза открывать не хотелось – тихое шуршание капель в листве, журчание воды, стекающей по водостоку, тихий щебет птиц, всё это возвращало его на пять лет назад"...

– На семь, – подал голос Иван.
– Хорошо, на семь. "Всё это возвращало его на семь лет назад, когда он вот так же мог нежиться в постели в доме отца.", – продолжил Васисуалий, откинувшись в кресле и водрузив ноги на стол. – "Как же он соскучился по этим простым, домашним звукам родного сада, которых не слышал вот уже столько лет, по дождю, который мог лить по несколько дней кряду, по запаху прелой листвы под окном... Дождь! Это слово молнией полыхнуло в голове Брэдли. Сердце заколотилось, как взбесившийся молот..."

– У Брэдли нет сердца, – перебил Васисуалия Иван.
– Чего-чего? – Васисуалий убрал ноги со стола и нагнулся к Ивану. – Не понял. Как это – нет сердца?
– Ну, это... Он андроид, в которого перенесли сознание погибшего человека.
– Эва, оно как! Ну, ладно, – Васисуалий дососал бутылку и открыл себе другую. – Тогда всё становится ещё интереснее. А с обычными человеческими органами чувств-то у него хоть всё в порядке?
– Угу, – кивнул Иван и закусил кончик ручки.

– Отлично! Хотя, описать ощущения андроида находясь в его точке зрения – та ещё задачка, с кондачка так и не придумаешь, – буркнул Васисуалий себе под нос. – Ну, давай тогда попробуем продолжить так. "Дождь! Это слово молнией полыхнуло в голове Брэдли. Откуда на островах мог взяться дождь? За всё то время, которое он провёл здесь, никакого дождя ни разу не было! Подчиняясь нарастающему чувству тревоги, Брэдли сел в кровати и осмотрелся вокруг. Комната, в которой он находился, ничем не походила на осточертевшую спальню в бунгало. И чем больше он всматривался в окружающую обстановку, тем явственнее понимал, что каким-то образом очутился в своей старой детской комнате. Но как? Как он мог сюда попасть? Брэдли отчётливо помнил, как накануне засыпал в своём гамаке! Чтобы убедиться, что не спит, он изо всех сил ущипнул себя за бедро. Ожидаемого укола боли не последовало, хотя прикосновение он почувствовал. Что за чёрт? "Со мной, вообще, всё в порядке?", – подумал Брэдли и тут же получил такой же мысленный ответ: "Все системы и агрегаты в норме. Заряд аккумулятора – девяносто пять процентов". Каких систем? Каких агрегатов? Какого аккумулятора? Что вообще с ним происходит? Брэдли вскочил с постели и подбежал к висевшему на двери зеркалу. То, что он там увидел, заставило его с криком вцепиться себе в волосы. Из полумрака комнаты на него смотрел высокий, совершенно ему незнакомый атлетического сложения молодой человек лет двадцати пяти."

– Минуточку, минуточку! – вклинился в монолог Иван. – Будьте добры, помедленнее, я записываю.
– Да я, собственно, уже закончил, – ответил Васисисуалий, отхлебнув пива. – Сам понимаешь, не идеал, придумывалось на ходу, но, думаю, идею ты уловил. Уловил ведь?
– Угу, – кивнул в ответ Иван. – Наверное.
– Видишь: действие – реакция, действие – реакция. Всё как в жизни. Мы ведь в голову другим людям залезть не можем, зато прекрасно умеем судить о них по тому, что они делают, как себя ведут, как реагируют на других. Это естественно, а потому просто необходимо использовать. И со всем остальным так же – мир дан нам в ощущениях, а потому и описывать его надо в основном ощущениями, а не словами. Как там говорят? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

– Так что же, слова-обозначения совсем использовать нельзя?
– Нет такого слово "нельзя". Можно, конечно, но осторожно. Иногда может быть проще и правильнее написать: "толпу охватил ужас", чем попытаться показать это же действием. Кроме того, одно, постоянное сплошное действие без какой-либо передышки, паузы, наверняка быстро утомит читателя. Поэтому сцены с действием, в которых ты показываешь, необходимо перемежать фрагментами текста, в которых ты просто что-то рассказываешь – простым повествованием. Общий принцип тут такой: в сцены ты превращаешь ключевые события твоего произведения, то, что важно для читателя и твоих героев. Об остальном – рассказываешь. Конечно, тут тоже есть свои хитрости, но о них мы с тобой поговорим потом. Если захочешь.* Теперь ты понимаешь, почему я посоветовал всё переписать?

– Угу, – Иван принялся что-то сосредоточенно записывать в свой блокнот. – Надеюсь, это единственная проблема, которая есть в моём тексте. Кстати, а вы не пробовали сами писать? У вас здорово получается!
Васисуалий криво улыбнулся, хмыкнул и в несколько глотков допил бутылку.

– Ну вот что, – произнёс он после минутной паузы. – Сейчас уже поздно, я порядком устал, язык вон, уже заплетается. Давай, ещё раз, записывай то, на что тебе надо будет обращать внимание в процессе редактирования, и на сегодня закончим. В общем:

Первое. Перечитай свой текст, обращая внимание на то, как часто ты используешь простое повествование или, если угодно, рассказ. Удели особое внимание ключевым этапам текста, а также тем местам, где рассказ ведётся в реальном времени, но при этом ничего особенного не происходит.

Второе. Если выяснится, что мест, где ты просто рассказываешь, слишком много – определись с тем, какие фрагменты стоило бы переписать как сцены. Сфокусируйся на тех местах, где фигурируют основные персонажи, происходят важные события, есть возможность раскрыть характер персонажа, происходит резкий поворот сюжета или что-то неожиданное. Все подобные фрагменты – первые в очереди на переработку в сцены.

Третье. Не забывай, что несколько сцен, идущих подряд, могут быть утомительными для читателя, и их надо перемежать простым повествованием.

Четвёртое. Обрати внимание на то, как ты описываешь эмоции и чувства персонажей – ты их просто называешь (обозначаешь), или описываешь в действиях? Если первое – не используй названия чувств, а лучше опиши то, как они проявляются.

Пятое. При описании реакций персонажей на те или иные события отдавай предпочтение следующей последовательности: сначала описывай бессознательную (рефлекторную) реакцию, потом – эмоциональную, и только в последнюю очередь – сознательную. Какая-то из реакций может отсутствовать, но остальные должны идти именно в этом порядке. **
Всё записал?

– Ага. Осталось только, чтобы в голове улеглось.
– Ну, вот в деревне у бабушки и уляжется, пока грядки полоть будешь. А теперь можешь взять с полки пару бутылок и тихо уйти. Меня, вон, в рейд зовут.
– Да, хорошо! Спасибо большое!
– Как вернёшься и если что-то на отдыхе родишь – заходи, будем дальше проблемы твоего текста разбирать. Например, более подробно рассмотрим способы описания и раскрытия персонажей. И да, чуть не забыл сказать, – Васисуалий остановил уже взявшегося за ручку двери Ивана. – Слишком сложную задачку ты себе для пробы пера выбрал. Я бы на твоём месте в голову к андроиду не лез, а ограничился бы простым описанием его действий и реакций с точки зрения других персонажей, обычных людей.

– Спасибо, я подумаю. Всего вам хорошего!
Иван хлопнул дверью, оставив Васисуалия в одиночку развлекаться в литейной Чёрной Горы.

Примечание к части
* Подробнее об этом можно прочитать в Dwight Swain “Techniques of the Selling Writers”, Chapter 4, “Conflict and How to Build It”, или, например, здесь: http://www.avtoram.c...stzenu_v_romane

** Подробнее об этом можно прочитать в Dwight Swain “Techniques of the Selling Writers”, Chapter 3, “Plain Facts about Feelings”

Продолжение когда-нибудь будет...


Меня можно уже не ругать здесь.

#2 Александр Горбов

Александр Горбов
  • Пользователи
  • 419 сообщений

Отправлено 26 February 2016 - 10:38

Хорошо зашло)) спинка толстолобика говоришь?

Спорить с инженером - как бороться со свиньёй в грязи. Через несколько часов понимаешь, что свинье это нравится...
 
мой рассказ  здесь


#3 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 26 February 2016 - 10:42

спинка толстолобика говоришь?

Ага. Его, родимого. :D
Меня можно уже не ругать здесь.

#4 Александр Горбов

Александр Горбов
  • Пользователи
  • 419 сообщений

Отправлено 26 February 2016 - 10:44

Ага. Его, родимого. :D

нельзя так утром в пятницу людей соблазнять)))


Спорить с инженером - как бороться со свиньёй в грязи. Через несколько часов понимаешь, что свинье это нравится...
 
мой рассказ  здесь


#5 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 26 February 2016 - 10:49

нельзя так утром в пятницу людей соблазнять)))

Ну, ведь у пятницы есть и вечер. С блэкджеком толстолобиком и всем остальным. :D
Меня можно уже не ругать здесь.

#6 Александр Горбов

Александр Горбов
  • Пользователи
  • 419 сообщений

Отправлено 26 February 2016 - 10:52

Ну, ведь у пятницы есть и вечер. С блэкджеком толстолобиком и всем остальным. :D

до вечера еще дожить надо


Спорить с инженером - как бороться со свиньёй в грязи. Через несколько часов понимаешь, что свинье это нравится...
 
мой рассказ  здесь


#7 Guest_Татьяна Нестерова_*

Guest_Татьяна Нестерова_*
  • Гости

Отправлено 03 March 2016 - 15:10

"Васисуалий удивлённо посмотрел на молодого и явно талантливого автора, после чего спросил:" - он что, по внешности талантливость определил?

 

А ведь это прекрасное пособие для начинающих писак, тех кто не хочет учиться по умным книгам! Во всяком случае, я узнала много полезного. Используя какие-то приемы интуитивно, я правда не знала, что уже существуют определенные формулы жанра. В такой форме подачи наука идет впрок даже женщине)))))) :) 

Должно быть продолжение!

 



#8 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 15:17

"Васисуалий удивлённо посмотрел на молодого и явно талантливого автора, после чего спросил:" - он что, по внешности талантливость определил?

Не, это была лёгкая форма сарказма и иронии над "молодыми, талантливыми авторами" (в простонародье - МТА). :)

А ведь это прекрасное пособие для начинающих писак, тех кто не хочет учиться по умным книгам! Во всяком случае, я узнала много полезного. Используя какие-то приемы интуитивно, я правда не знала, что уже существуют определенные формулы жанра. В такой форме подачи наука идет впрок даже женщине)))))) :) 
Должно быть продолжение!

Спасибо. Я постараюсь написать. :) Собственно, как такого рода пособие это и задумывалось.
Меня можно уже не ругать здесь.

#9 Ekaterina Terehova

Ekaterina Terehova
  • Пользователи
  • 299 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 22:27

Я потрясена!  Ярко, понятно, жизненно! Читала до этого  ваш конкурсный рассказ про девушку-модератора, и не смогла дочитать до конца, чуть не уснула (извините за откровенность). А этот прошел на одном дыхании. Только вот последнюю часть написали, как и положено программисту, слишком сухо и правильно. Но все равно интересно.



#10 Межзвёздный 4

Межзвёздный 4
  • Пользователи
  • 774 сообщений

Отправлено 04 March 2016 - 02:28

Хотелось бы пояснения: о какой измене, на которую нужно сесть, идёт речь? Гадала-гадала, но по контексту так толком и не поняла.



#11 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 04 March 2016 - 07:55

Хотелось бы пояснения: о какой измене, на которую нужно сесть, идёт речь? Гадала-гадала, но по контексту так толком и не поняла.


Это жаргонный фразеологизм. "Сесть на измену" означает очень сильно испугаться, запаниковать. Ну а в тексте этот фразеологизм и вовсе в силлепс завернут ("сесть в медитацию или на измену").
Меня можно уже не ругать здесь.

#12 Межзвёздный 4

Межзвёздный 4
  • Пользователи
  • 774 сообщений

Отправлено 04 March 2016 - 17:33

Так, с изменой понятно. Благодарю. А это что за зверь:

 

силлепс

?



#13 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 04 March 2016 - 17:37

Так, с изменой понятно. Благодарю. А это что за зверь силлепс?

Это когда в семантически разнородные члены выстраиваются в однородные члены предложения. Ну типа:
"За окном шёл дождь, рота красноармейцев и Октябрьская революция". Или "Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках".
Чаще это получается случайно, но я сделал намеренно.
Меня можно уже не ругать здесь.

#14 Межзвёздный 4

Межзвёздный 4
  • Пользователи
  • 774 сообщений

Отправлено 04 March 2016 - 19:40

:) Понятно.





Ответить



  

Темы с аналогичным тегами команчи, ликбез

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных