Перейти к содержимому


Коммунары


Сообщений в теме: 7

#1 Guest_Игорь Градов_*

Guest_Игорь Градов_*
  • Гости

Отправлено 10 January 2016 - 23:11

Игорь Градов

igor-gradov@yandex.ru

 

КОММУНАРЫ

 

С утра шел дождь – мелкий, нудный, серый. Дорога превратилась в вязкое месиво, приходилось с трудом вытаскивать сапоги, придерживая их за «уши» двумя руками, – чтобы не остались в липкой глине.

Сергей Провоторов, пока добрался до штаб-вагончика, два раза чуть не упал в бескрайние лужи, наполненные желтой, мутной водой. «Что за жизнь такая! – думал он, преодолевая очередное препятствие. - Вторая половина двадцать первого века, а строим по старинке, по макушку в грязи. И никакие японские роботы-укладчики и автоматы-бульдозеры не спасают – вязнут в нашей глине и все. Приходится самому садиться за рычаги…»

А все почему? Да потому что это Сибирь-матушка, а не Япония! Портится, ломается импортная техника, а человеку надо работать. В любых условиях и при любых обстоятельствах. И тем более при аврале.

Вот как у них. Беда пришла, откуда не ждали: многотонная опора новой линии монорельса, установленная лишь вчера, вдруг резко просела и накренилась. Забивали ее по всем правилам, на положенную глубину, но, видимо, чего-то не досмотрели. То ли грунт оказался не слишком прочным, то ли сам робот ошибся, бур чуть-чуть в сторону пошел… А, может быть, во всем виноваты были дожди, которые уже пятые сутки шли, не переставая.

Порой серая капель сменялась настоящим ливнем, и тогда всей бригаде приходилось прятаться в прорабской. Отсиживались, пережидали потоп, а потом возвращались на площадку, управлять строительной техникой, смотреть, все ли в порядке. Хотя на дворе давно-давно двадцать первый век, но человеческий глаз по-прежнему нужен.

Вот вчера, например, чуть сплоховали, пропустили какую-то мелочь  - и на тебе, аврал. Тяжелая опора со стальной балкой наверху резко поехала в сторону, нависла над крутым обрывом, того и гляди – рухнет вниз...

А там, под сопкой, в нескольких сотнях метров, - линия скоростной железной дороги, связывающей СССР с  Китаем. По которой непрерывно, днем и ночью, идут товарные составы и мчатся пассажирские поезда. А скорость у экспрессов, между прочим, более трехсот километров в час, и любой, даже самый мелкий камушек на их пути очень опасен! А тут  - целая балка, готовая сорваться в любой момент. И тогда катастрофа неизбежна…

Монорельс тянули вблизи старой «железки», чтобы максимально облегчить и ускорить строительство, ведь она - очень нужный и важный проект. Вот помчатся по ней трансконтинентальные экспрессы, семисот километров в час, от Пекина до Москвы – десять с небольшим часов. Еще сто тридцать минут – и ты в Берлине, семьдесят – и уже в Париже!

Красота, да и только! Так путешествовать намного удобнее, чем летать на стратолете, да и гораздо дешевле: горючего расходуется на порядок меньше. Об удобствах и говорить не приходится: мягкие кресла-кровати, внимательные стюарды, отличное бортовое питание. Плюс развлечения: хочешь – головизор смотри, а хочешь – в Совнете или Чайнете сиди. С друзьями общайся, книги читай, в игры играй. Вот время и пролетит незаметно, даже соскучиться не успеешь.

 Китайские товарищи очень надеются на новую линию Пекин-Москва-Париж, вложили в ее строительство огромные средства. Отвали СССР, как основному подрядчику, целых двадцать миллиардов новых юаней… А нашей стране деньги очень нужны – пора заканчивать монтаж базы на Луне, и так уже десять лет с ней возимся. Надо добывать гелий-3, а то без него скоро вся мировая промышленность встанет.

В общем, как ни посмотри, а задача у строителей транссибирского монорельса - очень важная и ответственная. И они относятся к ней со всей серьезностью: еще бы, поручили сверху, от самого Советского правительства! Выделили современную японскую технику, дали мощных строительных роботов, завезли бетон, сталь, другие материалы. Сказали: «Давайте, ребята, мы на вас надеемся! На всю вашу бригаду. Ведь вы – наши лучшие, ударные строители, отлично зарекомендовали себя в Бразилии. Всего за пару месяцев пробили дорогу через, казалось бы, непроходимые джунгли!»

«Ну, да, было такое, - рассуждал про себя Сергей, пока добирался до своего бульдозера, - проложили дорогу к новым месторождениям, прошли сквозь гнилые болота и джунгли, разогнали диких зверей. Причем на две недели раньше срока!» И вызвали искренний восторг у бразильских друзей, а также дикую зависть у американских коллег... Те и потом, через три месяца, свою ветку провести никак не моги, завязли где-то посреди бразильской сельвы...

Но здесь вам не Бразилия, здесь Сибирь, что гораздо сложнее. И комары-кровопийцы тут злее, и погодные условия хуже. А что вы хотите, глобальное потепление! То дождь по две недели льет, то вдруг резкий холод наступает… А ты должен все равно гнать свой бульдозер вперед: расчищать тайгу, валить деревья, ставить опоры, класть балки, тянуть линию для монорельса… Такая уж твоя работа! Настоящая, мужская.

Но ничего, справимся! Сдадим досрочно, как и всегда. Мы же не только лучшие строители, но и первопроходцы, сами, по сути, напросились на это задание. Без нашего согласия не послали бы – ответственность слишком велика. Тут важен не только материальный стимул (хотя платят очень прилично), но и моральный. Чувство долга, верность своему слову, желание в очередной раз доказать, что советские рабочие и инженеры – лучшие в мире».

Вот и приходится напрягаться. И все шло хорошо, по плану, пока не подвела хваленая японская техника. Что-то не рассчитали заморские партнеры, не учли какой-то мелочи в программе. Робот-забойщик где-то сплоховал, а мы недосмотрели. В итоге - труд нескольких дней пошел насмарку. Бетонная опора поехала, балка нависла над «железкой». Надо срочно спасать ситуацию!

Ну, ладно, не впервой, бывали случаи и похуже. Хотя бы в той же Бразилии, когда бульдозер Сергея вдруг резко ушел вниз. Оказалось, попал в болотную яму. Еле-еле успел тогда он выскочить! А потом два дня все вместе вытаскивали машину из грязи. Мощные роботы чуть не надорвались, пока тянули из глубины болота… Но вытащили, привели в рабочее состояние и снова - вперед. И даже не особо отстали от срока.

Значит, и теперь надо напрячься и догнать график. Поставить опору на место, укрепить, зафиксировать прочнее балку. В общем, привычная работа.

 

Сергей подогнал бульдозер вплотную к опоре. Он был один – ребята ушли вперед, готовить новые площадки под строительство. Нельзя снижать темп, задерживаться из-за какой-то неполадки. «Вперед, только вперед!» – таков был лозунг у бригады.

У нее, кстати, было даже свое имя, а не только порядковый номер. Называлась она «Коммунары». Сергей Провоторов очень любил старые книжки про строителей стальных магистралей, которые покоряли сибирские просторы почти сто лет назад, во второй половине ХХ века. Героизм, романтика, настоящие коммунары! Вот и предложил такое название, в их честь. Ребятам понравилось, начальство не возражало...

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» - мурлыкал про себя Сергей свою любимую песню, закручивая очередную гайку. Опору он уже поставил, выпрямил, как надо, вогнал ноги-штыри поглубже в землю. Теперь никуда не поедет!

Оставалось лишь зафиксировать стальную махину болтами. И тут случилось то, чего он больше всего опасался: крепления не выдержали веса балки. Сначала сорвался один кронштейн, за ним – второй, третий… Болты, как пули, вылетели из своих гнезд и с противным визгом унеслись в тайгу. Хорошо, что его не задели...

А затем с немыслимым стоном прогнулся стальной упор, на котором держалась балка. Еще мгновенье – и полетит с высокого склона вниз, на железную дорогу, по которой ежеминутно проносятся поезда…

Сергей отцепил ремень-страховку и спрыгнул с опоры вниз, на бульдозер. Больно ударился локтем о кабину, зашипел сквозь зубы. Но плакаться было некому и некогда – через несколько секунд балка сорвется. А очередной экспресс как раз показался из-за поворота... Десять тонн стали упадут на мчащийся со страшной скоростью поезд. В котором – тридцать вагонов, почти три тысячи человек.

Решение Провоторов принял мгновенно: запрыгнул в кабину и повел бульдозер на опору. Ударил тупым «рылом» в середину основания, навалился весом. Опора чуть качнулась, выпрямляясь, и балка обрушилась на сам бульдозер. Раздавила кабину и прижала Сергея к полу... Страшный удар разбил ему голову, по лицу, заливая глаза, потекла липкая, горячая кровь. Левая рука повисла бесполезной плетью, ноги чем-то зажало…

Бульдозер поехал юзом по склону назад – на рельсы. Надо было во что бы то ни стало остановить его. И Сергей смог – изогнувшись, с трудом, но дотянулся до рычагов, взял снова управление на себя. Автоматика была разбита, оставалась надежда лишь на рычаги. Хорошо, что двигатель не заглох, все еще работал!

Сквозь кровавый туман в глазах, преодолевая нестерпимую боль, Сергей давил на рычаги. Мотор глухо ревел, но тяжелая, неуклюжая машина уже ползла по склону вверх, волоча за собой многотонную балку. Ну, еще несколько метров, еще чуть-чуть!

Сергей упрямо повторял про себя, как лозунг, как приказ: «Коммунары – вперед, коммунары – вперед!» Бульдозер давил гусеницами раскисшую землю, рычал от напряжения, но полз. И метр за метром уходил от опасного склона… Наконец, рыкнув в последний раз, вскарабкался на сопку и мертвым «рылом» уткнулся в опору.

А мимо как раз пролетел трансконтинентальный экспресс «Москва-Пекин». Пассажиры, сидя в теплых, уютных купе, попивая чай или кофе, с удивлением наблюдали, как стальная балка давит и уродует строительный бульдозер. Качали неодобрительно головой: «Надо же, как не повезло этому роботу...» И не знали они, что за рычагами бульдозера сидит Сергей Провоторов, вполне живой человек.

Сигнал бедствия поступил в штаб через несколько секунд после катастрофы, и дежурный тут же передал его бригаде. Ребята развернулись и на максимальной скорости погнали машины к месту трагедии. Они знали – в кабине находится Серега Провоторов.

Успели – он был жив. Разрезали автогеном сталь, вытащили Сергея из кабины, оказали первую помощь. Смотреть на него было страшно: ноги перебиты, лицо и голова - в крови, левая рука не действует. Но дышит, соображает и даже говорит!

Когда прилетел санитарный вертолет, Сергей чуть улыбнулся разбитыми губами и произнес:

- Ничего, ребята, я скоро вернусь. Вот отлежусь в больнице, подлечусь немного - и опять к вам. Мы же коммунары, мы выдержим! А по-другому и быть не может.

 

 



#2 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1921 сообщений

Отправлено 11 January 2016 - 13:21

Понравилось. Хотя чувство натянутости осталось.
Чукча не писатель, чукча читатель

#3 Guest_Гость_*

Guest_Гость_*
  • Гости

Отправлено 11 January 2016 - 13:49

Спасибо.



#4 Valentinus

Valentinus
  • Пользователи
  • 1396 сообщений

Отправлено 11 January 2016 - 13:58

"а город подумал - ученья идут" (с)


вот такой я пейсатель


#5 Guest_Гость_*

Guest_Гость_*
  • Гости

Отправлено 11 January 2016 - 16:07

Подвиг есть подвиг, независимо от времени и места.



#6 archy13

archy13
  • Пользователи
  • 382 сообщений

Отправлено 11 January 2016 - 23:52

немного натянуто, но примем.



#7 Guest_Евгений_*

Guest_Евгений_*
  • Гости

Отправлено 14 January 2016 - 14:16

Стиль то дело такое.. Мне идея очень симпатична:что толку корить себя за 30е,если к 85 му СССР был просто идеальной страной для невероятного рывка. Были досадные кандалы:госантисемитизм,например. Но кандалы ведь снять куда проще,гуманнее,чем убить подзащитного. Мне очень понравилось.

#8 Guest_Татьяна Нестерова_*

Guest_Татьяна Нестерова_*
  • Гости

Отправлено 14 January 2016 - 14:29

Хороший сюжет. Такой сюжет не нуждается в пейзажных картинках.





Ответить



  

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных