Перейти к содержимому


Фотография

Вадим Мединский - Далёко, далёко, за морем...

Вадим Мединский Далеко далеко за морем

Сообщений в теме: 63

#1 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 09 January 2016 - 17:55

Вадим Мединский  

почта gvtsap336(собачка)yandex.ru

 

  Далёко, далёко, за морем...

 

 

 

- Па-ап, можно нам в "еловые ёлки"?

 

Пятилетние близнецы Авиард и Ариэль прыгают вокруг отца, не в силах сдержать нерастраченную за день энергию. Вопрос про "ёлки" скорее номинальный: по этому обширному газону с двумя редкими рядами молодых сосенок, между которыми ребята обожают носиться наперегонки, им разрешалось бегать почти всегда.

 

- Можно! - улыбаясь, ответил Макар Ильин своим детям. Уже вслед ребятишкам, с хохотом уносящимся вдаль, он собрался крикнуть обычное напутствие "не расшибитесь там, и за дорогой смотрите!" - но выдохнул набранный воздух беззвучно, передумав. И в самом деле, повторяемые каждый день типовые предупреждения всё равно никем не воспринимаются. И главное - ребята ведь и сами всё понимают, большие уже.

 

Мальчишки остановились у перехода, поджидая идущего пешком папу и показывая друг другу на проплывающий вверху маршрутный дирижабль на Фокино. Тем временем с параллельной улицы к переходу подошла симпатичная кудрявая девочка за руку с миловидной женщиной лет тридцати. Близнецы шумно приветствовали девочку, хотя расстались с ней в группе детсада не более десяти минут назад. Им было по пути - переведённые за руку через дорогу, все трое детей были отпущены и тут же включились в общую весёлую игру с беготнёй, двигаясь параллельно неторопливым взрослым.

 

- Лена, не убегай... Держись ближе! Лена, как себя ведёшь! - занервничала мама девочки. И чего волноваться? Нельзя же от пятилетней малышки требовать, чтобы она всё время чинно шла рядом... Вдоль проезжей части снова потянулся широкий газон с сосенками, так что близнецы, не забыв ещё раз спросить разрешения, вновь умчались в любимые "еловые ёлки". И девочка Лена тоже радостно унеслась вместе с ними - к возмущению матери:

 

- Стой! Ленка, стой!!! Ты куда, там же ДОРОГА!!!! Не смей, хулиганка!!! Сейчас же вернись!!!

 

М-да... "Дорога" - это тихая улочка, по которой раз в двадцать минут неспешно проезжал беспилотный электробус, единственный на весь посёлок, и ещё реже проезжали одиночные машины. А Лена - уж наверняка не глупее Авика с Ариком, прекрасно знающих, что на дорогу выбегать нельзя. Уже переводя сыновей за руки через эту дорогу, Макар оглянулся на чуть не плачущую девочку, цепко схваченную матерью за шкирку и ругаемую на всю улицу... Хотелось что-то им сказать, успокоить обеих, но, поймав на себе полный ненависти взгляд женщины, Макар счёл за благо смолчать. Вряд ли она сейчас восприняла бы какие угодно доводы: в её глазах он просто безответственный папаша, которому плевать на безопасность собственных детей.

 

Алиса, как всегда, встретила мужа у порога. Только сжав жену в объятиях и услышав вопли старших Лиды и Вольки - "Папочка! Папа пришёл с малышами!", Макар смог выкинуть из головы неприятный эпизод с мамой и дочкой.

 

- А у нас гость, - шепнула Алиса. С лёгким неодобрением в голосе, как показалось... Да, точно - на входе в комнату поблёскивает седой "ёжик" Харитона, бывшего оружейника из корабельного полка, которого жена Макара давно не жалует:

 

- Ну, здорово, что ли, воздушный волк. Наконец тебя дождался! Сам ребятишек из садика забираешь, значит?

 

Деликатно оторвавшись от повисших на шее старших детей, Макар обменялся рукопожатием с пришедшим:

 

- Привет, дядька Харитон! Я ведь не на дежурстве сейчас, почему бы и не мне их забрать?

 

- Разбалуешь так жену-то... Как считаешь, Алиса Батьковна? - Харитон подмигнул хозяйке дома.

 

- Вы посидите в большой комнате, ладно? - предложила Алиса, не принимая шутливого тона гостя. - Я пошла на кухню детей кормить.

 

- Давно пришёл? - крикнул Харитону Макар, умываясь в ванной.

 

- Да минут пять всего... Хотел тебе позвонить, но Алиса сказала, что ты только до детсада и назад.

 

Мужчины устроились за журнальным столиком друг напротив друга, и Харитон припечатал столешницу донышком пол-литровой "Старки":

 

- Будешь? В смысле - у тебя лётная смена скоро?

 

- Послезавтра только смена будет... Смотри, может, поужинаем сперва?

 

- Спасибо, Макар, я лучше выпью... Рука сегодня ноет, сил нет.

 

Пока хозяин дома ходил за стопками и закусью, в комнату примчался Ариэль:

 

- Дядя Харитон, покажите руку!

 

- Сто раз уже показывал...

 

- Ну пожа-алуйста, ну покажите!

 

Уже три года - после Аденского конфликта и той ракеты, попавшей в надстройку "Минска" - вместо большей части левой руки у оружейника механический протез. Маскирующей пластиковой кожи Харитон не носил, так что восхищённый мальчишка в очередной раз полюбовался на сгибание шарниров и работу подведённых к пальцам блестящих тяг.

 

- Я тоже хочу посмотреть! - высунулся из кухни Авиард.

 

- Вы что, уже успели поесть? А ну, марш на кухню! И ты тоже, Арик! - цыкнул на младших отпрысков Макар.

 

Харитон решил начать издалека:

 

- На боевую службу скоро собираетесь, я слышал... Пойдёте на "Харькове", наверное?

 

- Да нет, что ты, его ещё на той неделе увели в Северодвинск на капремонт. Так что будет старый добрый "Минск".

 

- Вот уж точно, старый добрый, наш кусочек Родины в пятьдесят тысяч тонн! За него и выпьем!

 

Крякнув и отставив стопку, гость продолжил:

 

- А дети у тебя большие уже какие вымахали... Сколько старшему-то?

 

- Владилену? Одиннадцать, он у нас тридцать третьего года.

 

- Одиннадцать... - повторил Харитон задумчиво. - А нашему Коське шестнадцать. Уже. Или всего... Вот скажи мне - можно таких пацанов, как Коська, на службу брать? Пусть даже добровольно, и с согласия родителей? "Я", - говорит, - "до ЦК комсомола дойду, у меня", - говорит, - "лучшие в школе результаты на дистанционниках и по стрельбе из автомата... Отечество", - кричит, - "в опасности, а вы меня в армию не отпускаете, родители называется!" Ну что нам было делать? Подписали ему разрешение... Сейчас вот клянём себя за это каждый день...

 

Подобный разговор происходил уже не в первый и не во второй раз - понимая, что отвечать не требуется, Макар только сочувственно кивнул. Гость налил себе вторую, а свою стопку хозяин прикрыл ладонью:

 

- Пока не надо, я ещё ту не допил.

 

- Ну, как хочешь... Будем здоровы!..

 

- Будем, дядька Харитон.

 

- "Отечество в опасности", значит... А когда оно не в опасности было? Я ещё только пришёл в полк - случился Таиландский кризис. Все на ушах стояли, мы в море на два месяца задержались против плана... Когда я на третью свою боевую службу выходил - девять лет назад - как раз был "Тайваньский инцидент". Боевую тревогу по нескольку раз в сутки играли, в гальюн было некогда сходить... Ну, ты тогда, кажись, в боевом расчёте уже был, должен сам помнить...

 

- Да уж...

 

- Вот, а три года назад - Аденский, ты тоже помнишь...

 

- Ещё бы! - невесело усмехнулся Макар: как раз тогда ему, раненому, пришлось катапультироваться из подбитого истребителя над Аденским заливом с его акулами.

 

Дети, поужинав, начали выходить из кухни. Близнецы сразу же затеяли весёлую возню в углу комнаты, а семилетняя Лида подошла к отцу, обняла за руку и положила белокурую головку ему на плечо - просто так: полёты и походы не позволяли Макару проводить много времени с семьёй, поэтому его редкие вечера дома дети особенно ценили. Старший, Волька, прошёл в детскую, солидно сообщив "Я - делать уроки, пап" - но по взгляду, брошенному на сестру, было ясно, что последовать её примеру мальчик был бы тоже не прочь.

 

- Видишь, Макар, я пришёл в полк зелёным юнцом когда-то, состарился, покалечился, на гражданку комиссован - а отечество всё в опасности... Как так получается?

 

Разговор прервал Авиард, подбежавший к гостю:

 

- Дядя Харитон, а вы тоже плавали за дальние моря?

 

- Было дело, - улыбнулся Харитон.

 

- А папа в дальних морях воевал с пиратами! Вам настоящую руку пираты отрубили, да?

 

- Ну, примерно так...

 

- Йо-хо-хо, и бутылка р-рому!! - завопил Ариэль, размахивая пластмассовой саблей.

 

- Пух! Пуух! Тыдыщь!! Ты убит!!! Я, как папа, буду ср-ражаться с пир-р-ратами! - выкрикнул Авиард, снова убегая.

 

- Мальчишки, всё бы им "бух - тыдыдыщь", - с некоторым превосходством заявила Лида. - А я, когда вырасту, хочу стать врачом. На Марсе! Вы видели вчера передачу про высадку на Марс?

 

- Вчера мои тут смотрели фильм, как раз к годовщине высадки, - пояснил Макар для гостя.

 

- Как вы думаете, - продолжала девочка, - когда я вырасту, на Марсе уже будут больницы и врачи?

 

- Думаю, доча, что будут, - серьёзно ответил Макар, - если мы хорошо потрудимся здесь, на Земле. Кстати, ты сама-то уроки все сделала, сумку собрала на завтра?

 

- Почти всё собрала. Надо только бинтов принести для "первой помощи", и жгут.

 

- Собери сейчас, хорошо? Потом зато будешь свободна - занимайся чем хочешь. Авик, Арик! Вы перейдите пока в спальню, ладно? Нам тут с дядей Харитоном поговорить надо...

 

- А ты с нами потом поиграешь?

 

- Поиграю, обязательно поиграю - я ведь обещал вам сегодня партию в "Пиратов и галеоны".

 

Девочка с неохотой ушла в детскую, выбежали из комнаты и близнецы.

 

- Ты заметь, кстати сказать, - вернулся к теме Харитон, - даже первоклашек в школах учат первой помощи, основам рукопашного боя и управлению беспилотниками... Нормально так, да? 

 

- Я думаю - научить оказывать первую помощь куда полезнее, чем, как нас в детстве, заставлять оформлять альбом из фотографий своей персоны с подписями, называя это почему-то "портфолио". У вас в школе было такое "портфолио"?

 

- Не помню уже, - отмахнулся оружейник механической рукой: своя, правая, у него была занята разливом очередного "захода" по стопкам. - Всё равно в этом нездоровое что-то, таким серьёзным вещам и учить с малолетства. Вот честно - а так ли это надо?

 

- Честно, - задумчиво сказал Макар, - я думаю, что надо. Вспоминаю из детства рассказы прабабушки, они занимались в школе примерно тем же - учились выносить раненых на носилках, прятаться в бомбоубежище быстро и без паники... И тогда тоже, наверное, кто-то говорил, что это всё смешно и ненужно. Но скоро началась Отечественная война - и это всё им пришлось делать уже не понарошку...

 

- Погоди, Макар, сейчас ведь...

 

- Я понял, к чему ты клонишь. Хочешь спросить - а почему бы нам просто не сидеть под надёжным ядерным зонтиком? Поплёвывать в потолок, торговать остатками нефти спокойно, забив на всё, что вокруг происходит, ага? Как в период "распыла" - на наш век хватит, а там...

 

- Зачем ты так-то... - с упрёком сказал Харитон. - Я всё понимаю. И почему Союз воссоздали, тоже соображаю - нам просто выбора другого не оставили. Или так, или сразу в гроб... Просто удивляюсь, зачем нас тут до такой степени загоняли. Вспомни эти боевые службы каждый год. Тихий, Индийский океан, Южно-Китайское море... Инциденты, конфликты... Пусть они без нашего участия завариваются - и хорошо, если так. Нам-то для чего в те разборки встревать?

 

- Американцам зачем-то нужно, китайцам - пожалуйста, индусам, бразильцам - тоже, а нам нельзя? Да и не получится отсидеться. Думаешь, мне больше твоего охота была месяцами "в железе" сидеть, семью не видеть? Для себя понимаю так: чтобы мои дети могли дома спокойно играть в свои игрушки, я должен ходить походами, летать до потери сна и таскать там "игрушки" совсем другого рода. А будем сидеть в раковине, как устрица - всё равно ведь придут, выковыряют и на сковородку бросят.

 

- Это как раз понятно, - кивнул оружейник, - когда мы "пасём" штатовские авианосцы и подводные лодки возле наших берегов - тут ни одна собака возразить не может. Но вот, например, зачем постоянно держим Восьмую оперативную в Индийском океане?

 

- Да примерно затем же, зачем там и американский Пятый флот, и китайская авианосная эскадра. Как и у них, у нас тоже там есть свои союзники. А союзников нужно поддерживать.

 

- Так-то оно так... - скептически протянул Харитон, однако Макар продолжал гнуть своё:

 

- Смотри, даже чисто житейски... Мы пока ещё много всего вынуждены закупать за рубежом, верно? А ради тех, кто готов продавать нам свои товары за рубли, а не за юани или доллары - стоит и потрудиться. Сам по себе сейчас никто не живёт. Если мы бросим своих союзников - они быстро примкнут или к Китаю, или к Штатам. При всём уважении к братьям-китайцам, они ведь тоже себе на уме. Уж про американскую "Сферу Глобального Процветания" вообще молчу - эти нам зимой снега не продадут... Дядька Харитон, ты же старше меня, даже неудобно как-то объяснять. С неба бесплатные коврижки не падают. И мы помогаем другим странам не просто так. Хиджаз и Йемен - это нефть, Джубаленд - уран. А базы на Острове Свободы? А передовая промышленность в Республике Одинокой Звезды?

 

Харитон покачал головой:

 

- Может, ты и прав. Но хотел бы я послушать, как ты то же самое скажешь, когда твои ребята в армию пойдут... Вот наш Коська сейчас - матросом на "Окрылённом". Они ушли недавно к Сокотре... Понимаешь?

 

- Там сейчас очередная "танкерная война", - кивнул Макар.

 

- Я, главное, зачем пришёл-то... Мы с ним разговаривали в прошлый раз уже неделю назад, потом как отрезало - связи нет. Говорят, у них там осталась только космическая для служебных надобностей, а с неё экипаж в интернет не пускают, и сотовая давно не ловит... Ничего не слышал, как там они? Неофициально, между нами - может, несчастные случаи какие, перестрелки там, ну мало ли?...

 

- Ну-у, дядька Харитон, ты нашёл, у кого спрашивать! Мореманов знакомых нет, что ли?

 

- Да с кем я там знаком, максимум с мичманами... Ты, вон - целый майор. И с нашим комполка на короткой ноге... Вдруг что знаешь?

 

- Знал бы - сказал тебе, - покачал головой лётчик. И добавил, встретившись глазами с гостем:

 

- Но спрошу обязательно.

 

Харитон встал, чтобы уходить:

 

- И на том спасибо. Ты извини, что я к тебе так зачастил - чуть ли не каждую неделю в гости набиваюсь. Понимаешь... Уже дома просто сил нет сидеть. Ссоримся с женой всё время, постоянно на нервах, а обижаться на неё я тоже не могу - вижу, каково бедняжке...

 

- Понимаю, дядька Харитон. Держитесь.

***

 

Макар открыл глаза, очнувшись от дремоты. Хороший сон приснился - про дом, Алису, ребятишек... Вот уже скоро три месяца, как расстались. Три? Да, точно, завтра будет ровно три месяца с выхода "Минска" в море... Уже и Новый Год на носу.

 

Закатное солнце заливало ярким светом класс дежурных экипажей, придавая рядам кресел праздничный вид. Лётчик встал и потянулся, разминая затёкшие руки и ноги, поправил ремни подвесной системы. До конца дежурства уже осталось менее получаса. Товарищи развлекали себя кто чем - одни читали, другие играли во что-нибудь между собой или с планшетом, третьи, как и Макар только что, подрёмывали. Предложить, что ли, кому-нибудь партию в шахматы? Додумать эту мысль майору не дал вой ревуна, продублированный голосом по трансляции:

 

- Боевая тревога!

 

Тут уже посторонние мысли прочь, шлем на голову и - бегом... На раскалённую за день палубу из прохлады дежурного класса - как в парилку из предбанника. Лётные ботинки с грохотом вбивают шаги в термостойкую металлокерамику настила... Догадается Михалыч давануть "запуск" заранее? "Борт 65" на технической позиции приветствует пилота гулом двигателя, раскручивающегося на малых оборотах: Михалыч - техник - не подвёл. Вот он, замер возле стремянки - спасибо, старина... Внутри кабина уже расцвела россыпью огоньков и свечением оживших экранов. Пристегнувшись, Макар выдернул и передал технику чеки от катапультного кресла. Двигатель - 65% от максимала, генератор - на режиме, нагрузку переключить на него... Порядок. Жестом - на экран с режимом генератора, показать большой палец Михалычу. Техник, кивнув, "ссыпался" вниз по стремянке, отключил от борта кабель питания и убрал стремянку. Хлопнув на прощание самолёт по крылу, махнул рукой: всё готово, лети хоть сейчас.

 

Закрытое остекление отсекает вой запускаемых по всей палубе двигателей и жару, от которой под шлемом уже выступил пот. Лётчик включился на канал руководителя полётов:

 

- Кедр, я сто девяносто шесть, как слышно?

 

- Нормально слышу, сто девяносто шестой. Вам срочный взлёт со сверхкороткого с отворотом вправо, по готовности докладывайте.

 

- Принял, Кедр, со сверхкороткого.

 

Макар бросил мимолётный взгляд вокруг: похоже, сегодня успел самым первым, приятно. Справа и слева на технических - такие же Як-203, как и его собственный, лётчики большей частью ещё в открытых кабинах, далее вправо - два поднятых отбойника на стартовых позициях, там пара тяжёлых Су-51 ожидает, пока "Минск" довернёт на ветер и наберёт ход...

 

Продолжаем подготовку к взлёту - Ника, не отвлекая пилота речами, деликатно высветила на левом дисплее карту проверки. Макар все эти пункты помнил и сам, но мысленно улыбнулся: "спасибо, электронная помощница". Перепуск - открыть; позади кабины, за спиной у лётчика, зашумел воздух в ВФК - выносной форсажной камере. Давление, температура газов - норма. Теперь створки эжектора... есть. Включаем струйные рули, самолёт начал чуть пританцовывать, на пульте загорелся сигнал - порядок. Теперь сопло - "вертикаль"! За кабиной, получив порцию топлива, с грохотом включилась выносная форсажная камера, истребитель приподнялся, будто на цыпочки привстав на стойках шасси. Большой палец левой руки находит гашетку тормозов на РУДе. Всё готово.

 

- Я сто девяносто шесть - двигатель и ВФК включил, струйные работают, к взлёту готов.

 

- Кедр, один девять шесть - вам взлёт!

 

Глубокий вздох и - левой ладонью мягко рычаг от себя. Выведенный на максимал двигатель вместе с факелом форсажного пламени толкает машину вперёд и вверх. Промчавшись 30 метров наискось, почти поперёк палубы - со сверхкороткого разбега - истребитель ушёл в воздух. Потоком его тут же начинает сносить и кренить влево - готовый к этому, лётчик легко парирует снос движением педалей. Тем временем дали взлёт следующему Як-203, и Макар знал, что ещё через пять секунд запустят ещё один, а минуту спустя поднимутся все двенадцать машин: система отработана и сбоев не даёт. После уборки закрылков и шасси мелодичный голос Ники оповестил пилота:

 

- Борт 65, цикл взлёта окончен, можно переводить сопло в горизонт.

 

Убедившись, что скорость и высота достаточны, Макар Ильин перещёлкнул селектор на РУДе в положение "горизонт". Утих шум и вибрация за спиной - выключилась ВФК; тяга двигателя, уже приложенная не наискось вниз, а вперёд, заставила истребитель разгоняться так, что ускорением пилота вжало в кресло.

 

- Кедр, я сто девяносто шесть, взлёт произвёл.

 

- Один девять шесть, Кедр принял, вам переход на боевой.

 

Как сегодня всё серьёзно - ни покрутиться на кругу, ни группу спокойно собрать, сразу на боевой... Переключив основной канал связи с РП на диспетчера боевого управления, Макар доложил:

 

- Ильмень, я сто девяносто шестой, под ваше управление.

 

- Сто девяносто шесть, это Ильмень - данные получаете?

 

Ника моргнула огоньком приёма данных - точно, что-то поступает по защищённому скоростному каналу с воздушного командного пункта.

 

- Подтверждаю, Ильмень, идёт приём.

 

- Пойдёте полученным маршрутом, сбор группы на ходу. Задачу поставим, когда все взлетите.

 

Что за спешка - горит что-то? В пол-уха слушая в эфире доклады товарищей, один за другим после взлёта переключающихся на боевой канал, Макар пролистал на правом экране загруженную карту с маршрутом, и невольно присвистнул. Цель располагалась более чем в полутора тысячах километров юго-западнее их нынешнего места! Видимо, будет дозаправка в полёте, а то ведь так горючего только в один конец... Да, вот - обозначены зоны дозаправки, одна на пути туда, вторая обратно. А кто заправлять будет, интересно? Как в ответ на мысленный вопрос, вновь "ожил" диспетчер на самолёте радиолокационного дозора:

 

- Группе сто девяносто шестого, я Ильмень. Вам первая дозаправка в квадрате 85-120. Своё топливо передают сто одиннадцатый, двести первый, двести тринадцатый, триста тридцатый. Им после дозаправки сразу возврат на палубу. Кому не хватит - получите с двух Су-51, они сейчас уходят с максимальной загрузкой вам вслед. На обратном дозаправитесь от летающего танкера.

 

Звучит разумно - как раз четверо из двенадцати взлетевших Як-203 несут на всякий случай подвесные агрегаты заправки, так что могут передать свой запас остальным истребителям, оставив себе минимум на возвращение. Истребители Су-51 вертикально взлетать и садиться не умеют, зато они более тяжёлые - при взлёте с трамплина, да с подвесными баками, смогут нагнать группу и тоже отдать им порядочно топлива. Не будь спешки - проще было бы даже собрать группу из тяжёлых "Су" вместо лёгких "Яков". "Сушкам" для такого дальнего перелёта гарантированно хватило бы одной дозаправки на обратной дороге. Беда только в том, что с помощью трамплина и катапульты самолёты уходят в воздух медленно - а сегодня почему-то нужно сразу много машин, и поскорее. Что же там, в такой дали...

 

- Сегодня в Кисимайо, столице Джубаленда, произошёл государственный переворот. Глава правительства убит, ряд посольств и консульств разгромлены, иностранцев по городу отлавливают. Местная армия почему-то пока не вмешалась, наше посольство в осаде. Сейчас туда полным ходом идёт крейсер "Мозговой", он попытается организовать хотя бы эвакуацию, ваша задача его поддержать. В районе порта быть в двадцать два-сорок, докладываете и ждёте на кругу. Моряки дадут отмашку - начинаете. Оружие по городу не применять, только "ходить по головам" и пугать! Как поняли?

 

Ого! Дав положенную "квитанцию" по радио и выслушивая такие же подтверждения товарищей по группе, Макар отстегнул одну сторону кислородной маски, потом зубами стянул перчатку с левой руки и вытер вспотевшее лицо. В кабине было не жарко, но с таким заданием вспотеешь... Похоже - весь расчёт на то, что большая часть боевиков непрофессионалы, и что их деморализует вид советских боевых самолётов с полным вооружением, носящихся над крышами, так что десант морской пехоты с "Мозгового" сможет пробиться к посольству. Среди подобных "борцов за свободу" обычно мало настоящих бойцов. Но если "в деле" также армия Джубаленда, или организаторы переворота набрали достаточно наёмников, да снабдили их современными средствами ПВО - всё может кончиться очень плохо. Так или иначе, выбирать не приходится - приказы не обсуждают...

 

...Завершив дозаправку в воздухе, лётчик включил автопилот и откинул голову на заголовник.

 

- Борт 65, включён автопилот, идём по маршруту, - оповестила Ника. Лететь предстояло ещё более часа. Самолёт в порядке, силуэтами на фоне закатного неба видны остальные семь истребителей группы. Краем глаза продолжая следить за приборами и обстановкой, Макар почему-то вновь вспомнил тот вечер дома - незадолго до начала похода, когда ещё заходил дядька Харитон. Сейчас эсминец "Окрылённый", отдежурив свою смену в составе эскадры, давно уже вернулся в базу, и Макар знал, что живой-здоровый Костя - сын однорукого Харитона - даже побывал в Романовке у родителей во время увольнения. Но в тот вечер всё это ещё только предстояло...

***

 

...Закрыв дверь за гостем, лётчик прошёл на кухню поужинать.

 

- Опять пили, - с упрёком сказала жена.

 

- Немного приняли, - не стал отпираться Макар. - У Харитона рука болит, ему надо.

 

- Хитрость у него болит... Ему Маргарит Васильна дома пить не даёт, так он к тебе прибегает. Мало самому, так тебя ещё спаивает...

 

- Алисонька, ты же знаешь - я у тебя малопьющий, - попытался обратить всё в шутку Макар.

 

- Ага, малопьющий... Сколько ни пьёшь - всё тебе мало, - проворчала Алиса, но уже более для вида. - Я тебе куриные котлетки с картошкой приготовила, будешь?

 

- Давай.

 

Лётчик включил висящий в кухне телевизор, настроенный на выборку новостей. "...компактный и лёгкий тип реактора, рассчитанный на оружейный плутоний в качестве топлива", - заговорил диктор под видеоряд с какой-то выставки. - "Напоминаем, что, согласно Хиросимскому договору, заключённому в прошлом году между СССР, США, Китаем, Великобританией и Францией, общее число стоящих на вооружении в странах-участницах ядерных боезарядов к 6 августа 2045 года должно быть сокращено вдвое при сохранении существующего паритета. Именно поэтому сейчас остро стоит вопрос утилизации..."

 

- А я сегодня с мамой разговаривала, - сказала Алиса. - Ну, то есть, я с ней каждый день разговариваю... Просто сегодня она рассказывала, что у них на севере области новое месторождение обустраивают. Перспективы, говорит, очень заманчивые - разведанных запасов, как минимум, ещё лет на двадцать добычи. Будут целые городки новые строить для нефтяников. А для их обслуживания "Томские авиалинии" планируется серьёзно расширить. Мама узнавала - новейшие типы самолётов и винтокрылов будут заказывать. Это кроме вихрелётов и дирижаблей, конечно... Опытные лётчики там будут нужны позарез.

 

- Алис, ну не начинай снова, ладно? - поморщился Макар. Жена умоляюще сложила руки:

 

- Макарка, тебе же всегда нравился Томск! А там семейным сразу квартиру дают. В нормальном доме, а не в этом дурацком "шарике".

 

- У нас и здесь хороший, новый дом. Купольной конструкции - "шарик", как ты говоришь. Жить вполне можно.

 

- Ну да, можно, если кому-то нравится запах плесени, - парировала Алиса. Тут она попала не в бровь, а в глаз: круглые внешние стены никак не давали разделить внутреннее пространство "шарика" на комнаты без образования острых, плохо прогреваемых углов - а те в условиях дальневосточной зимы постоянно "отпотевали" конденсатом и покрывались пятнышками плесени, окончательно победить которую не могли даже новейшие достижения химии и органического синтеза... Это всё, конечно, мало волновало Госплан, недавно утвердивший строительство геодезических "шариков" по всему Союзу - от Заполярья до субтропиков.

 

- Когда ты только успеваешь плесень учуять, её же автоуборщик отчищает почти сразу!

 

- Ты, может, и не замечаешь, а я чувствую. И детям это тоже не полезно...

 

- Ладно-ладно, плесень - это плохо, - лётчик отложил нож и вилку, откинулся на спинку стула и "ленивкой" выключил бубнящий телевизор, - но давай не будем уходить в сторону... Про переезд мы ведь уже много раз говорили. И я тебе ещё раз отвечаю - да, я не против переехать поближе к твоим, в Томск. Как только меня спишут с истребителей. А это скоро... Уже сейчас сердчишко пошаливает. Да и этот имплант в спине - пускай самый лучший, но это не настоящий позвонок. Ты же знаешь, при любых успехах медицины мои тридцать шесть лет - для истребителя очень большой возраст. Ну, год, на край - два...

 

- "Год, два"... Ты бы знал, до чего страшно тебя ждать с полётов, - дрогнувшим голосом сказала Алиса. - Каждый день, каждый ваш лётный день... Всякий раз, когда звонит Анн Санна, жена вашего подполковника, я едва могу ответить на звонок, так руки дрожат. Мало ли, что у вас там случилось, она же первая узнает... А дети смотрят, слушают, надо вести себя как обычно, не дай бог ещё их напугаю. Даже поплакать при них нельзя, а так хочется иногда, если бы ты только знал!...

 

Лётчик обнял жену, ласково погладил  её льняные волосы. Разговор этот с разными вариациями тоже происходил далеко не в первый, и, наверное, даже не в десятый раз. Сначала - аргументы и доводы, которые Макар парировал своими, потом начинались просто эмоции, которым разум возражать уже бессилен... Как выразить то, что полёты - такая же неотъемлемая часть его жизни, как и горячо любимая семья? Как описать то бремя ответственности, которое он - опытнейший лётчик и командир эскадрильи - несёт в полку? Да, он может отказаться от новых походов на корабле - желающих всегда было больше, чем мест в авиагруппе крейсера, а летать на истребителе можно и с берега, с куда меньшим риском. Но если он откажется от боевых служб, если оставит самое опасное - полёты с палубы, "горячие точки" - более молодым и неопытным, то у тех будет куда больше шансов погибнуть. А ведь у них тоже семьи, их тоже кто-то ждёт дома...

 

- Родная, не плачь... Я ведь понимаю, каково тебе. На самом деле понимаю, это не просто слова... Помнишь, как я, молодой дурак, тебя уговорил с парашютом прыгнуть? Ветер переменился, тебя отнесло прямо на провода, стропами фазы прижало друг к другу, искры, дым... А я бросил свой купол, бежал к тебе, не чуя ног, думал - случись что с тобой, и не смогу больше жить, не прощу себе никогда...

 

Алиса улыбнулась сквозь слёзы:

 

- Помню, как же... Я ведь тогда уже Вольку носила, только тебе пока не признавалась.

 

- Знал бы ещё и это - вообще с ума бы сошёл. Как ты только дала себя уговорить на тот прыжок?

 

- Да потому что люблю тебя, глупенький...

***

 

- Один девять шесть, ответьте Ильменю!

 

- Отвечаю, - очнулся Макар от грёз о доме.

 

- Две воздушные цели в азимуте двести тридцать, удаление сорок - наблюдаете, девять шесть?

 

Лётчик глянул на обзорный экран, проверил на всякий случай небо в указанном направлении:

 

- Наблюдаю только на экране, визуально ещё нет...

 

- От них сейчас перехватили выход локатора в эфир. Опознаны как американские палубные истребители новейшего типа - "Пика-доны" или "Гоусты". Похоже, идут к вам, аккуратнее будьте.

 

Ну кому же ещё здесь быть, кроме наших "вероятных партнёров"... Но вслух Макар, конечно, этого не сказал:

 

- Понял, Ильмень, ждём гостей.

 

Океан и африканский берег внизу уже тонули в тени, лишь белые барашки прибоя вдоль коралловых рифов подчёркивали границу между морем и сушей. Однако небо ещё было светлым благодаря отсвету закатного солнца. Вот и славно, разглядим...

 

Несколько минут спустя над строем советских истребителей скользнули два хищных остроносых силуэта. Да, точно - это "Пика-доны", американские палубные самолёты вертикального взлёта. Филиппинский конфликт двадцатилетней давности - когда в первые же минуты боя оба авианосца США лишились возможности выпускать и принимать авиацию, причём "Джеральд Форд" так и остался там, на дне Южно-Китайского моря, а "Джон Стеннис" обгорел до того, что его даже не стали восстанавливать - многому научил американцев. Теперь у них, как и в советском флоте, катапультные самолёты на палубах дополнены "вертикалками". И сейчас это уже не ущербные "Лайтнинги", а такие вот "пташки" - мощные, стремительные, опасные... Выполнив проход над строем, они чуть отстали, пристроившись в хвост советским Якам.

 

Макару на мгновение показалось, что вокруг него вновь вращается вспоротое ракетами небо над Аденским заливом, и он снова падает в беспощадно сверкающий под солнцем океан... Тогда, три года назад, его сбил истребитель с опознавательными знаками королевства Неджд, но именно американцы наводили того араба и прикрывали помехами - пускай до сих пор и отрицают это. Зло поиграв желваками, лётчик нажал на кнопку передачи:

 

- Группа, я сто девяносто шесть. Кто засечёт от ковбоев "захват" локатором - сразу доклад по радио и противодействие на полную, как поняли?

 

Ответы товарищей перебил диспетчер боевого управления:

 

- Сто девяносто шестой, я Ильмень - работайте по заданию, американцами заниматься только в крайнем случае. Сейчас им по открытому каналу про последнее предупреждение напомнили. "Борзеть" не должны бы...

 

"Последнее предупреждение" было объявлено как раз в связи с тем конфликтом в Аденском, после нескольких нападений на корабли и самолёты Восьмой оперативной эскадры СССР. Всем заинтересованным сторонам тогда сообщили, что теперь по любому, кто хотя бы возьмёт на сопровождение оружием советский боевой корабль или самолёт, будет немедленно открываться огонь на поражение - что очень способствовало вспышке миролюбия со стороны всех "вероятных партнёров".

 

Словно стушевавшись перед холодной решимостью советских "ястребков", американские "Пика-доны" ушли от строя вниз и в сторону.

 

- Борт шестьдесят пять, до конца маршрута осталась минута, - доложил голос Ники, обворожительный, как всегда. И где только ребята из ТЭЧ отыскали такую чаровницу, чтобы наговорила машине новый банк слов? Тот голос, что шёл "по умолчанию" - даже близко так не звучал...

 

- Спасибо, сестричка, - пробормотал Макар. Кнопки "передача" он не касался, однако Ника услышала:

 

- Интеллектуальный комплекс авиационный ИКА-203 всегда рад помочь тебе, друг!

 

"Вот ничего себе, сколько лет летаю, такой реакции от Ники не слышал," - невольно улыбнулся лётчик, - "смешинки в голосе так и звенят... Михалыч в программе покопался, что ли? А может, Нике самой просто приятно доброе слово?"

 

Но шутки в сторону - там, внизу, действительно уже видны огни Кисимайо. Как-то мало для крупного города. И там, в центре, эти сполохи как бы не от пожаров... Молча Макар щёлкнул кнопкой передачи - "внимание, группа!" - и положил самолёт в пологий вираж. Ведомый, а за ним и остальные шесть машин группы также встали на вираж, ни на йоту не уклонившись от положения в строю. Молодцы!

 

- Ильмень, я сто девяносто шесть - мы на месте.

 

- Принял, сто девяносто шестой. Работайте с моряками на четвёртом канале, позывной - "Клык".

 

- Понял, Ильмень, перехожу на четвёртый.

 

Ну что ж, судя по тактической карте на правом экране - крейсер уже близко, и посмотрим...

 

- Я сто девяносто шестой, вызываю Клык, ответьте!

 

- Долетели, значит, палубники? Отлично, даже раньше времени! У нас как раз готово всё, сейчас начинаем. Как зайдём в порт, иллюминацию включим - вы над нами пролёт повнушительней изобразите, и дальше над городом...

 

"Здрасьте, я ваша тётя," - раздражённо подумал пилот, - "что за балабол у них там на связи с авиацией сидит?"

 

- Клык, можно поточнее - какую иллюминацию, когда именно начинать?

 

- Да увидите всё...

 

И они увидели. Сначала в безлюдный - видимо, из-за беспорядков в городе - порт скользнули два баркаса без огней. Лётчики заметили эти тени на воде только по картинке с ночной камеры. Баркасы с десантом ещё торопились к причалу, когда на рейд величественно вошла громада крейсера. Тёмная масса, отмеченная лишь навигационными огнями, вдруг осветилась вся - корпус и рубка опоясались цепочками сияющих иллюминаторов, на корме боевые прожектора высветили огромных размеров Андреевский стяг с орденом Красного Знамени. Яркие блики пробегали по ставосьмидесятимиллиметровым стволам обеих башен, грозно развернутым в сторону захваченного города. Ай да мореманы - эффектно, чёрт возьми! Вот только стоит сейчас боевикам выкатить на прямую наводку батарею самых обычных полевых пушек... Если у них есть пушки, конечно. Но у Макара Ильина сейчас другая забота:

 

- Я сто девяносто шесть - группа, работаем!

 

Выйти из виража, РУД от себя до защёлки - и вниз, стремительно набирая скорость. Восемь грохочущих истребителей в разомкнутом строю пронеслись над мачтами "Мозгового"... И вдруг обе башни крейсера с рёвом выплюнули многометровые языки пламени! Если бы не светофильтры - эта вспышка в ночи могла бы надолго ослепить пилотов. Так и вмазаться куда-то недолго...

 

- Клык, вы там совсем охренели? Нас завалить хотите?

 

- Всё нормально, летуны, снаряды у нас "умные", своих знают. А сейчас вообще холостыми бьём. Положено - салют наций, 21 залп! А каким калибром давать залпы - уже наше дело!

 

Некогда было ругаться с Клыком - вообще всё было некогда, под брюхом самолёта уже несутся крыши домов, всего в трёхстах метрах, совсем рядом...

 

- Группе роспуск!

 

Истребители выполнили заранее обговорённый манёвр - разделились на пару и два звена по три самолёта. Пара ушла вверх на два километра для контроля обстановки и прикрытия, а тройки Макара Ильина и Михаила Майера отвернули вправо и влево - по северной и южной сторонам Кисимайо. Плотная застройка внизу окончилась, и Макар довернул ещё правее для второго прохода над городом. Тройка "ястребков" шла по карте точно в район осаждённого посольства, грохоча двигателями на восьми десятых от полной тяги. Пора! Макар взял ручку на себя, одновременно толкнув РУД вперёд до защёлки. Горизонт, освещённый очередным залпом с "Алексея Мозгового", опрокинулся вниз, перегрузка навалилась на грудь, выжимая воздух из лёгких. Двигатель на полной тяге был сильнее притяжения Земли - самолёт продолжал набирать скорость, "свечой" взмывая в черноту ночного неба. Товарищи не отстают, держат строй; поодаль такую же "свечку" построили ребята Мишки Майера; пара Алмаза Хакиева держится в стороне, оставляя "нижним" место для манёвра. Страх ледяной хваткой сдавливал сердце лётчика - эффектная "свеча" сделала шесть самолётов идеальной мишенью. Если мятежники всё-таки ожидали атаки с воздуха, если запаслись хотя бы одной зенитной "трубой"... И всё равно это нужно было сделать, чтобы подарить мужикам внизу хоть какой-то шанс пробиться к посольству.

 

Скорость тысяча двести, высота тысяча - разгон прекратился, самолёты подошли к звуковому барьеру. В горизонтальном полёте преодолели бы его, но сейчас не даёт сила тяжести... Макар дал по радио отсчёт:

 

- Группа, внимание... Форс-саж!

 

Налившаяся свинцом левая ладонь продавливает РУД через защёлку до упора. С раскатом грома позади шести советских истребителей вытянулись многометровые полосатые факелы форсажей, и громче полного залпа крейсера на город внизу обрушился грохот разорванного воздуха. Откуда-то снизу к ним взлетели искорки трассеров - и прервались, будто стрелок испугался гнева ревущих крылатых зверей.

 

- Э-э-э, сто девяносто шесть, это Клык... Красавцы, конечно, но парни с десанта просят чуть потише - тут внизу стёкла с домов летят...

 

Отвечать было некогда, всё внимание поглотили управление машиной и контроль пространства вокруг. Слегка качнув плоскостями - "внимание, ведомые!" - Макар вернул РУД назад, отключив форсаж, потом взял ручку на себя, опрокидывая истребитель "на спину". С этой полупетли он повёл своё звено на снижение, за счёт выпущенных щитков сбрасывая скорость. Трассеров с земли больше видно не было, но чувство своей уязвимости на такой высоте - а они набрали уже более трёх тысяч метров - почти физически давило на левую руку, заставляя добавить тяги, убрать щитки, ускориться, скорее уйти... А нельзя. Если "Яки" ещё снизятся да пройдутся на сверхзвуке, внизу уже не просто стёкла полетят - сами домишки могут начать "складываться", калеча ни в чём не повинных жителей. Поэтому - сбрасываем скорость до тысячи, и разворачиваемся для повторного прохода на малой высоте... Макар представил себе, каково это - с горстью товарищей продвигаться к посольству там, внизу, по захваченному фанатиками городу, в темноте, в неизвестности - и содрогнулся. Каков бы ни был риск, а они, лётчики, обязаны сделать для десанта всё, что могут. В это время на связь вновь вышел моряк с крейсера:

 

- Всё, летуны, спасибо за подмогу! Наши уже в посольстве. Здешние храбрецы вдруг резко раздумали "резать коммунистов и неверных". Воевать даже не пришлось, все разбежались!

 

- Клык, дисциплина в эфире! - напомнил о себе диспетчер боевого управления. - Сто девяносто шесть, вам переход на основной канал.

 

После доклада всех восьмерых лётчиков на основном канале связи, диспетчер дал команду:

 

- Вам сейчас - рандеву с летающим танкером и возврат на палубу. Оружие точно не применяли?

 

- Ильмень, я сто девяносто шесть, - за всю группу ответил Макар, - оружие не применяли. Как приказано было...

 

- Только что с нами связалось армейское руководство Джубаленда. Оказывается, они всегда поддерживали только законно избранное правительство! Сейчас обещают быстро навести порядок в столице. И очень просят их больше не бомбить.

 

Макар взглянул в правое зеркало, на обрамлённые навигационными огнями крылатые силуэты самолётов своей группы - хоть и усталые, лётчики вели свои машины в образцовом строю пеленга, будто намертво отлитом в металле. Широко улыбнувшись, пилот ответил:

 

- Так ведь у страха глаза велики... А у них были причины бояться!

 

 

-----

Термины и сокращения:

 

 

Винтокрыл - принятое в СССР название винтокрылых аппаратов, имеющих несущие плоскости и устройства для создания горизонтальной тяги помимо несущего винта. Аналогичен принятому на Западе термину "конвертоплан".

 

Вихрелёт - летательный аппарат, в котором подъёмная сила и горизонтальная тяга создаётся крыльчатым вихредвижителем. Преимущество перед вертолётами (винотокрылами) заключается в более компактных размерах, большей скорости и манёвренности, недостатком является меньшая экономичность вихрелёта на крейсерском режиме.

 

ВФК - выносная форсажная камера. На самолётах вертикального взлёта и посадки служит для создания дополнительного вектора тяги, вместе с поворотным соплом двигателя позволяющим взлетать и садиться вертикально.

 

Пеленг - строй, при котором самолёты (или корабли) идут "уступом" друг за другом.

 

РУД - рычаг управления двигателем.

 

Стартовая позиция на авианосце - место на полётной палубе, оборудованное для установки обычного самолёта перед взлётом с катапульты или трамплина. Как правило, на палубе таких позиций не более 4.

 

Техническая позиция - место на полётной палубе, предназначенное для стоянки и обслуживания летательных аппаратов. Самолёт вертикального взлёта, винтокрыл (вертолёт) или вихрелёт способны взлетать непосредственно с т.п., обычный самолёт для взлёта нуждается в заруливании на стартовую позицию.

 

ТЭЧ - технико-эксплуатационная часть. В авиационных подразделениях обеспечивает эксплуатацию, ремонт и обслуживание летательных аппаратов.

 

 

Прикрепленный файл  Вадим_Мединский-Далеко_далеко_за_морем_правка4.doc   115.5К   291 Количество загрузок:

 

 

Под катом - предыдущие версии рассказа

Spoiler

 


Сообщение отредактировал Fallible_fiend: 16 February 2016 - 00:07


#2 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 09 January 2016 - 17:57

 

 Сразу признаюсь, что основа для сюжета у меня родилась под впечатлением от ряда конкурсных работ - в первую очередь, авторов Евгения Шкиля и StalinHDTV. Надеюсь, жюри не усмотрит в этом признаки плагиата.

  



#3 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 09 January 2016 - 23:34

Симпатично. Образы встают перед глазами, читается легко.
Чукча не писатель, чукча читатель

#4 Kpt.Flint

Kpt.Flint
  • Пользователи
  • 768 сообщений

Отправлено 12 January 2016 - 12:33

Рассказ принят к участию в конкурсе.

 

P.S. Возможно, вам стоит обратить особое внимание на диалоги: вероятно, их стоит доработать в сторону лучшей естественности. Попробуйте прочитать их вслух, что ли...



#5 Guest_Татьяна Нестерова_*

Guest_Татьяна Нестерова_*
  • Гости

Отправлено 12 January 2016 - 12:48

 

 Сразу признаюсь, что основа для сюжета у меня родилась под впечатлением от ряда конкурсных работ - в первую очередь, авторов Евгения Шкиля и StalinHDTV. Надеюсь, жюри не усмотрит в этом признаки плагиата.

  

От всей души поздравляю! Рассказ того стоит.



#6 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 12 January 2016 - 13:01

Рассказ принят к участию в конкурсе.

 

P.S. Возможно, вам стоит обратить особое внимание на диалоги: вероятно, их стоит доработать в сторону лучшей естественности. Попробуйте прочитать их вслух, что ли...

 

Диалоги именно что проговаривал про себя, несколько раз представлял себе все сцены - как на земле, так и в воздухе. Какие именно смутили - бытовые разговоры на земле или переговоры лётчиков по радио? Или те и те плохи?



#7 Kpt.Flint

Kpt.Flint
  • Пользователи
  • 768 сообщений

Отправлено 12 January 2016 - 21:00

Скорее, радиообмен. Есть подозрение, что сложная структура предложений характерна скорее для переписки, нежели для устной речи.

 

Но это так, на подумать.



#8 Елена Белынцева

Елена Белынцева
  • Пользователи
  • 28 сообщений

Отправлено 12 January 2016 - 21:42

На мой женский взгляд, тяжеловато, ибо перегружено техническими подробностями. Я в них уже в который раз буксую и теряю нить сюжета. При всей большой любви к авиации. Может, подсократить какие именно ручки герой дергает? Мне кажется, попроще и полегче будет. Просто пожелание.
Места с семьей читаются легче.
Из героев больше всего цепляет дядька Харитон почему-то. Колоритный вышел и, в добавок, киборг. Достоин отдельного рассказа.

#9 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 12 January 2016 - 22:39

Скорее, радиообмен. Есть подозрение, что сложная структура предложений характерна скорее для переписки, нежели для устной речи.

 

Но это так, на подумать.

 

Я посрамлён :-( Кроме шуток. Первым выстрелом - и точно в самое слабое место. Не ожидал такого понимания предмета от Вас, при всём уважении...

 

Действительно, длинные тирады от диспетчера и от офицера по связи с авиацией с крейсера - совершенно ненатуральны, и при описании радиообмена в современной авиации были бы грубейшей натяжкой. Я ещё когда их сочинял, это понимал, но другого выхода, как ввести читателя в курс событий, не растягивая текст на небольшую повесть - не придумал. Как универсальную отмазку, прошу считать, что у нас там всё-таки будущее, связь очень чистая и надёжно шифруемая, а лётчики за счёт помощи со стороны ИИ самолёта от управления немного разгружены - поэтому имеют возможностей "поболтать" заметно больше, чем их коллеги сейчас.

 

При вычитке текста сейчас решил немного дополнить диалог лётчика с супругой. Там довольно рвано в одном месте получилось - предполагалось, что они давно друг друга знают и понимают с полуслова, но читателю может быть не всё сразу понятно, поэтому ввёл пояснение. Сейчас вставлю правленную версию в заглавный пост темы.



#10 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 12 January 2016 - 23:00

На мой женский взгляд, тяжеловато, ибо перегружено техническими подробностями. Я в них уже в который раз буксую и теряю нить сюжета. При всей большой любви к авиации. Может, подсократить какие именно ручки герой дергает?

 

Ну, при большой любви к авиации должны понимать, что в моём описании затронута только ничтожно малая часть действий и ощущений лётчика в полёте. И эта часть - тот необходимый минимум, который мальчишка во мне требует в тексте сохранить! Вот кровь из носу - надо!! ;-)

 

 

 

Мне кажется, попроще и полегче будет. Просто пожелание.

 

Вы хотите взгляда с земли. Как-то так:

 

Прогрохотав нам двигателями, вырулили на взлётку, дали "салют" облаками разноцветных дымов - и пошли на взлёт прямо все впятером, в парадном строю! Видимо, слишком уж "застоялись" ребята, хотелось выкинуть что-нибудь этакое :) Взлетели как один самолёт, с грохотом приветствовали нас проходом в том же парадном строю, потом чёрно-жёлтая "пятёрка" с солистом Станиславом Дрёмовым отделилась от остальных, и началось уже по-настоящему. Петли и косые петли, бочки и "колокола", строем и по очереди... Распускающиеся в небе цветы и то самое сердце, пронзённое стрелой... Вязь из дымов, сплетаемая в четыре "нитки" рядом и одну отдельную... Раскатисто грохочущие "Альбатросы", проходящие так близко и низко, что, кажется, вот-вот заденут столбы освещения над рулёжкой, порой сходящиеся навстречу друг другу на огромной скорости - и расходящиеся бочками... Это надо видеть, и даже не по телевизору - а прямо ТАМ. Никакой домашний кинотеатр, никакая долбаная много-много-D аудиосистема не передаст свистящий грохот проносящегося над головами самолёта, не покажет блеснувшее остекление, в котором ты мельком разглядишь ЕГО - художника неба, прямо сейчас творящего своё искусство для всех нас, потрясённо разинувших рты на земле... Не будет дома на диване такого, когда хочется кричать и плакать от восторга - или улететь туда самому... Это надо чувствовать!

 

- а мой герой видит это всё из кабины. И лично мне куда интереснее то, что он видит и чувствует, поэтому и описал всё так, как описал. Даже с риском отпугнуть читателя. Ну вот такой я вредный :-)

 

 

Места с семьей читаются легче.
Из героев больше всего цепляет дядька Харитон почему-то. Колоритный вышел и, в добавок, киборг. Достоин отдельного рассказа.

 

Я подумаю над этим :-)



#11 Kpt.Flint

Kpt.Flint
  • Пользователи
  • 768 сообщений

Отправлено 12 January 2016 - 23:18

Как бы там ни было, обратите внимание вот на эти моменты.
 

- Всё, летуны, спасибо за подмогу! Наши уже в посольстве. Воевать оказалось не с кем - местные храбрецы как-то резко раздумали развешивать коммунистов и неверных на столбах, разбежались!

 
 

- Только что с нами связалось армейское руководство Джубаленда - оказывается, они всегда поддерживали только законно избранное правительство, и сейчас обещают быстро навести порядок в столице. Очень просят их больше не бомбить.

 
 

- Всё нормально, летуны, снаряды у нас "умные", своих знают. А сейчас вообще холостыми бьём. Положено - салют наций, 21 залп! И ведь нигде не написано, что их запрещено давать из универсального калибра!


Если бы им это писали по email, то я бы не удивился. Но им это — зачем-то проговаривают. А в быстрой разговорной речи обычно вместо одного сложноподчинённого предложения обычно возникают 2-3 простых.



#12 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 12 January 2016 - 23:38

Как бы там ни было, обратите внимание вот на эти моменты.
 

- Всё, летуны, спасибо за подмогу! Наши уже в посольстве. Воевать оказалось не с кем - местные храбрецы как-то резко раздумали развешивать коммунистов и неверных на столбах, разбежались!

 
 

- Только что с нами связалось армейское руководство Джубаленда - оказывается, они всегда поддерживали только законно избранное правительство, и сейчас обещают быстро навести порядок в столице. Очень просят их больше не бомбить.

 
 

- Всё нормально, летуны, снаряды у нас "умные", своих знают. А сейчас вообще холостыми бьём. Положено - салют наций, 21 залп! И ведь нигде не написано, что их запрещено давать из универсального калибра!


Если бы им это писали по email, то я бы не удивился. Но им это — зачем-то проговаривают. А в быстрой разговорной речи обычно вместо одного сложноподчинённого предложения обычно возникают 2-3 простых.

 

Хм, действительно. Это можно поправить, завтра сделаю.



#13 Елена Белынцева

Елена Белынцева
  • Пользователи
  • 28 сообщений

Отправлено 13 January 2016 - 00:14

На мой женский взгляд, тяжеловато, ибо перегружено техническими подробностями. Я в них уже в который раз буксую и теряю нить сюжета. При всей большой любви к авиации. Может, подсократить какие именно ручки герой дергает?

Ну, при большой любви к авиации должны понимать, что в моём описании затронута только ничтожно малая часть действий и ощущений лётчика в полёте. И эта часть - тот необходимый минимум, который мальчишка во мне требует в тексте сохранить! Вот кровь из носу - надо!! ;-)
 Безусловно! Просто пару лет назад читала детям мемуары Кожедуба. Каким-то чудом он умудрился обойтись без ручек и педалей. Возможно редактировал кто-то добрый. Но атмосфера боя, тем не менее чувствуется. Азарт, тревожное ожидание. Вот, что нервы щекочет.

Вы хотите взгляда с земли. Как-то так:
 
- а мой герой видит это всё из кабины. И лично мне куда интереснее то, что он видит и чувствует, поэтому и описал всё так, как описал. Даже с риском отпугнуть читателя. Ну вот такой я вредный :-)
 


Не, взгляд из кабины особенно завораживает, если дух захватывает. Важны, по-большому счету не все детали, а только те, что динамику подчеркивают. Типа: "рука, сжимающая гашетку слегка подрагивала" или "дал полный газ". Не помню как там точно у авиаторов.

#14 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 13 January 2016 - 09:00

Кап-Флинту: устранил замечания, поправил текст ещё кое-где по мелочи. Новая версия - в заглавном сообщении, там же приложен .doc файл.

 

 

 

 

На мой женский взгляд, тяжеловато, ибо перегружено техническими подробностями. Я в них уже в который раз буксую и теряю нить сюжета. При всей большой любви к авиации. Может, подсократить какие именно ручки герой дергает?

Ну, при большой любви к авиации должны понимать, что в моём описании затронута только ничтожно малая часть действий и ощущений лётчика в полёте. И эта часть - тот необходимый минимум, который мальчишка во мне требует в тексте сохранить! Вот кровь из носу - надо!! ;-)
 Безусловно! Просто пару лет назад читала детям мемуары Кожедуба. Каким-то чудом он умудрился обойтись без ручек и педалей.

 

Хмм, на "мемуары" наверное, не тянет, но какую-то книгу Ивана Никитовича я читал лет пять назад... "На службе народу", или "Служу Родине", как-то так называлась? Да, "ручек и педалей" не помню. И полётов в его описании тоже как-то не помню, вот не отложилось, хотя большая часть книги с полётами была неизбежно связана. Зато запомнилось, как он мальцом в ночное ходил коней пасти. Вот "Вам-взлёт" Маркуши запомнил как раз за описания полётов. "Интрудерами" Кунтса, "Полётом" Механикова восхищаюсь по этой же причине, "Взлётную полосу длиной в жизнь" Кондаурова в своё время зачитал до дыр - именно за "ручки и педали". Каждому своё :-)

 

 

 

Возможно редактировал кто-то добрый.

 

Я - злой :-)

 

 

 

Но атмосфера боя, тем не менее чувствуется. Азарт, тревожное ожидание. Вот, что нервы щекочет.
 

 

"Ну не шмогла я, не шмогла" (с) :-( Для усиления атмоферы, криво переданной моими неумелыми руками, могу только посоветовать принять что-нибудь спиртосодержащее, и слушать фоном что-то вроде этого вот:

 

 

 

 - сочинялось как раз так :-)

 

 


Не, взгляд из кабины особенно завораживает, если дух захватывает. Важны, по-большому счету не все детали, а только те, что динамику подчеркивают. Типа: "рука, сжимающая гашетку слегка подрагивала" или "дал полный газ". Не помню как там точно у авиаторов.

 

"Дал полный газ" - это про поршневой двигатель. С реактивным - "РУД до упора" (форсаж) или "РУД до защёлки" (полная бесфорсажная тяга). Вот я так и пишу. Не то получилось - что поделаешь? "Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет" (с).



#15 Цыбиков Чингиз

Цыбиков Чингиз
  • Пользователи
  • 85 сообщений

Отправлено 13 January 2016 - 12:10

Соглашусь, с диалогами беда. Неестественны.

Я еще вот, что подумал "Кедр, я сто девяносто шестой" - это ж война кончится пока выговоришь! Тем более, что были вполне серьезные исследования о значении длины слов употребляемых комбатантами  в бою. То есть позывные должны быть короткими.

Еще одна мысль - я думаю команди полка запретил бы своей жене звонить во время полетов - именно потому что её звонко боятся, а она, возникает впечатление, частенько этим занимается.

Описания боевых действий ненапряжные, читаются легко, но... как то легко все у них получилось.

И вообще, сам факт ведения достаточно масштабных боевых действий вызывает сомнения - флот и авиация - это очень-очень дорого, даже Штаты нынешние не могут себе позволить без оглядки на бюджет этим заниматься.



#16 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 13 January 2016 - 13:26

Соглашусь, с диалогами беда. Неестественны.

 

Уж как умею :-(

 

 

Я еще вот, что подумал "Кедр, я сто девяносто шестой" - это ж война кончится пока выговоришь! Тем более, что были вполне серьезные исследования о значении длины слов употребляемых комбатантами  в бою. То есть позывные должны быть короткими.

 

Просто они такие есть, так что с этим не ко мне. Традиция такая, в советской и российской авиации позывные самолётов были и остаются в виде числительных. Причём трехзначные-то они - это только в разговоре и для краткости, полностью и официально они, если не глючу, пятизначные. Если надо произнести быстрее - не заморачиваются литературно правильным вариантом ("сто девяносто шестой, -шестому, -шестого" и т.д.) - просто произносят сами цифры ("один девять шесть"). У американцев ещё круче - у них, кроме трёхзначного номера, еще и слово-позывной прибавляется ("Свичбокс уан-зиро-файв", "Дэвил файв-оу-найн" и т.п.), так что у наших всё совсем не так плохо.

 

 

Еще одна мысль - я думаю команди полка запретил бы своей жене звонить во время полетов - именно потому что её звонко боятся, а она, возникает впечатление, частенько этим занимается.

 

Это неверное впечатление, никаких звонков домой у меня в рассказе нет, даже с корабля, не говоря уже о полёте. Диалог с женой происходит у лётчика дома.

 

Описания боевых действий ненапряжные, читаются легко, но... как то легко все у них получилось.

 

Подлинный случай, с которого я свой сюжет придумывал, произошёл в 1971 или 72 году, с эсминцем "Жгучий". В каком-то африканском городишке произошёл путч, командиру ЭМ приказали "разобраться". Он, плохо представляя, что делать, зашёл в порт и дал "салют наций" из 130-мм универсалок, развернув их в сторону города. На этом путч закончился :-)

 

 

И вообще, сам факт ведения достаточно масштабных боевых действий вызывает сомнения - флот и авиация - это очень-очень дорого, даже Штаты нынешние не могут себе позволить без оглядки на бюджет этим заниматься.

 

 

Именно. Поэтому их стараются по возможности избегать, в том числе и в теоретическом СССР-2044. Вот и у меня в рассказе нет масштабных боевых действий. Сам удивляюсь, как это у меня так получилось :-)



#17 Guest_Иван Александров_*

Guest_Иван Александров_*
  • Гости

Отправлено 13 January 2016 - 16:23

Здравствуйте.

У вас десант с крейсера высаживается? Не уверен что это правильно, ведь есть БДК и МДК, хотя может быть у вас крейсер такой? Может тогда стоило придумать какой-то новый перспективный класс кораблей  - все таки будущее и оружие иное - чтобы "мореманы" "повкуснее" выглядели? Но это так - мое мнение. 

Еще у вас есть ряд опечаток и недопечаток, например тут: "Беда только в том, что помощью трамплина и катапульты самолёты..." - нехватает буквы, и еще в некоторых местах. Мелочи, но на них спотыкаешься, портит впечатление на пустом месте.

Спасибо за рассказ. 



#18 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 466 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 13 January 2016 - 17:20

Здравствуйте.

У вас десант с крейсера высаживается?

 Да.

 

 

 

 

Не уверен что это правильно, ведь есть БДК и МДК, хотя может быть у вас крейсер такой?

 

 

Крейсер обыкновенный. Как на любом крупном корабле, на нём есть приличное число плавсредств (баркасы, ялы, катера), на которые можно посадить людей и направить в качестве десанта на берег. В подобных случаях вызывают добровольцев из экипажа, и составляют из них импровизированные подразделения морской пехоты. Плюс подразделения ПДС (противодиверсионных сил), которыми советские корабли комплектовались штатно. Запас стрелкового оружия на боевых кораблях имеется. Специализированные десантные корабли, безусловно, справились бы лучше (они специально проектируются для высадок десанта на берег прямо с борта или со специальных плашкоутов, вместе с тяжёлой техникой и вооружением) - но по условию некогда было снаряжать БДК и ждать минимум несколько дней, чтобы он дошёл до места. Всё надо было делать быстро.

 

 

 

Может тогда стоило придумать какой-то новый перспективный класс кораблей  - все таки будущее и оружие иное - чтобы "мореманы" "повкуснее" выглядели? Но это так - мое мнение. 

 

Незачем особые классы изобретать - в этом плане рассказ вполне достоверен. В 1972 советская Средиземноморская эскадра была готова для поддержки разбитой армии Египта высаживать десант, укомплектованный именно таким образом (специализированных десантных кораблей в составе эскадры не было), но Израилю тогда хватило просто предупреждения со стороны СССР.

 

 

Еще у вас есть ряд опечаток и недопечаток, например тут: "Беда только в том, что помощью трамплина и катапульты самолёты..." - нехватает буквы, и еще в некоторых местах. Мелочи, но на них спотыкаешься, портит впечатление на пустом месте.

Спасибо за рассказ.

Стараюсь такие вещи вылавливать, спасибо. Если остались ещё где опечатки - буду признателен за указание на них.



#19 Цыбиков Чингиз

Цыбиков Чингиз
  • Пользователи
  • 85 сообщений

Отправлено 13 January 2016 - 18:10

Моя реплика: "Еще одна мысль - я думаю, командир полка запретил бы своей жене звонить во время полетов - именно потому что её звонков боятся, а она, возникает впечатление, частенько этим занимается.

 

Ваша реплика: "Это неверное впечатление, никаких звонков домой у меня в рассказе нет, даже с корабля, не говоря уже о полёте. Диалог с женой происходит у лётчика дома."

 

Кусочек вашего текста: "день, каждый ваш лётный день... Всякий раз, когда звонит Анн Санна - жена вашего подполковника - я едва могу ответить на звонок, так руки дрожат. Мало ли, что у вас там случилось, она же первая узнает..."



#20 Елена Белынцева

Елена Белынцева
  • Пользователи
  • 28 сообщений

Отправлено 13 January 2016 - 18:36

Уважаемый пианист! Играйте как играется, главное, что бы с настроением и удовольствием! Не все же такие тормоза как я ))) Кому-то все близко и понятно. Удачи вам!





Ответить



  

Темы с аналогичным тегами Вадим Мединский, Далеко далеко за морем

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных