Перейти к содержимому


Фотография

Андрей Афиногенов "Учитель Всемогущий"


Сообщений в теме: 12

#1 AndreyAJU

AndreyAJU
  • Пользователи
  • 5 сообщений

Отправлено 09 January 2016 - 10:10

Учитель Всемогущий

Автор: Андрей Афиногенов

E-mail: amonrood@rambler.ru

09.01.2016

Когда солнце скрылось за горизонтом, а улицы залила по-настоящему ночная темнота,  привычный и будничный кабинет физики сделался вдруг уютным и таинственным. Развешенные по стенам портреты, казалось, ожили. Они смотрели вниз  кто надменно, кто печально, лица давно ушедших людей, учёных прошлых столетий. «А ведь я их совсем не знаю, — думала Саша, — этих ломоносовых, ньютонов, коперников, они мне совершенно чужие. Смотришь на них и думаешь, надо же, не ел человек и не спал, открывал всю жизнь закон своего имени. А кем он был на самом деле? Занудой, всезнайкой, мерзким типом? Или наоборот, хорошим, добрым человеком, рядом с которым было светло и радостно? Мы не знаем. Как сказал бы наш физрук: «это не имеет практического значения, Александра».

— Александра Новикова, — услышала она тихий голос учителя, — в облаках витаете?

— Извините, я задумалась.

— Ребята, — продолжал учитель, — занятие у нас факультативное, а это значит, никакой обязаловки. Если неинтересно…

— Интересно, интересно, — раздалось несколько голосов, а Саша совсем сконфузилась и опустила голову.

«Разве я виновата, — размышляла она, — если я думаю, о чем хочу, как хочу, и когда вздумается. Вот, не буду заниматься вашей скучнейшей физикой. И на факультатив ходить не буду. Займусь лучше плаванием, как мне давно предлагали».

— Что ж, если интересно, — сказал учитель, — если, подчёркиваю, действительно интересно, то продолжим. 

Учитель посмотрел на неё поверх висящих на носу очков, хитро прищурился и чуть заметно покачал головой. Саша понимала, что эти слова относятся в первую очередь к ней, а от того ещё больше смутилась. «Не везёт мне с учителями сегодня, — думала она. — Будет теперь весь вечер цепляться, тоже мне, какая важная птица. «Если вам действительно интересно…, ой, ой». Она живо представила учителя в виде эдакого павлина, причём в пиджаке, брюках, туфлях, все как положено, но сидящего на покосившемся деревенском заборе. Поставил туфли прямо на штакетник, сидит себе, и как только не падает. «Квох, квох, Александра, квох, квох, обратите внимание…».

Что-то хлопнуло о стол, и Саша вздрогнула. Она так увлеклась воображаемой картиной, что ей на мгновение показалось – это учитель упал с забора. Но на самом деле это учитель бросил на стол какой-то предмет прямоугольной формы. Она присмотрелась и поняла, что это обыкновенная книга.

— А теперь вопрос: что это такое?

— Да что вы, Юрий Станиславович, это же книга — сказал Витя Самшитов. — У нас дома их целый шкаф – дед хранит. Мать на него наседала одно время, давай, мол, выбросим хотя бы часть, а он ни в какую.

Учитель присвистнул:

— О, так у вас дома целая библиотека! Редкость в наши дни.

— Да какая уж там редкость, – Витя хихикнул. — Место только занимает.

— Все правильно, — сказал учитель со вздохом. — Места в наши дни катастрофически не хватает.

Ребята одобрительно закивали, а Саша подумала, что библиотеки, вообще говоря, не такая уж и редкость. Неудобно просто, всё есть в электронном виде. И библиотеки в сети на каждом углу.

— Скажите, Виктор, — продолжил учитель, — а что вы читали из своей домашней коллекции, и что вам понравилось?

— Да ничего особенно я не читал, — смело признался Витя. — Разве что по литературе задавали, Пушкина там всякого, Достоевского. А понравилось… ничего не понравилось, если честно. Скучно.

Витя потупил взгляд, и все замолчали, потому что сказанное отдавало крамолой. Ляпни он нечто подобное на уроке по литературе, тут же схлопотал бы пару баллов. Саша была абсолютно уверена, что и учитель рассердится.

— Вот что, ребята, — медленно произнёс он вполне добродушно, — давайте сыграем в игру. Представьте себе на минутку, что я, скажем,  всемогущий… как бы это сказать…, — он защёлкал в воздухе пальцами, подбирая нужное слово.

— Всемогущий учитель! — подсказал кто-то из ребят, и все засмеялись.

— Да, я учитель, и я всемогущ! — новый титул ему явно понравился. — Так вот, властью, данной мне свыше, я повелеваю отменить занятия по литературе для данной группы… навсегда. А чтобы доказать вам, что моё могущество безгранично, я отменяю также занятия по математике, физике, географии, истории и вообще по всем предметам кроме физкультуры, музыки, рисования и, пожалуй, иностранного языка!

Раздались  аплодисменты: ребята развеселись. Кто-то схватил  лежащую на столе книгу и подбросил её с радостным криком до потолка. Страницы книги раскрылись, и она долго барахталась в воздухе, как неуклюжая птица. Учитель поймал её быстрым движением, смяв при этом страницы, но потом аккуратно разгладил их.

— Нет, ребята, — строго произнёс он, и его слова прозвучали зловеще. — Так с книгами обращаться нельзя. Как я вижу, вы отнеслись к моему предложению несерьёзно, что ж, я исправлю это. И раз уж я теперь Учитель Всемогущий, я повелеваю: отныне наш факультатив делается для вас обязательным, отказаться от него вы не можете!

Учитель замолчал. Только что бурное веселье сменилось траурным молчанием. Саша не понимала, шутит учитель или нет. Но учитель смотрел серьёзно. Строго и серьёзно.

— А я не хочу ходить на ваш факультатив! – вспылила вдруг она и даже вскочила со своего места. — Вы не имеете права!

Она почувствовала, что её тянут за рукав и шепчут: «Саша, ты чего? Сядь! Это же игра такая, он сам сказал». Но она не обращала на это внимания и стояла, всем своим видом требуя ответа.

— Ну почему же не имею? Я теперь всемогущий, что хочу, то и делаю. Скажите мне лучше, Новикова, когда я сказал, что те, кому не интересно, могут уйти с занятия, почему вы не ушли?

— Я… — замялась Саша, не зная, что ответить. — Я не ушла потому… Я не ушла, потому что хотела попросту не приходить на факультатив завтра, — выпалила она, наконец, и села. Щёки у неё горели.

— Другими словами, вы решили не идти на прямой конфликт, а решить проблему потихонечку, без лишнего шума, правильно?

Саша была готова расплакаться. Слезы уже подкатывали к горлу, и она не могла произнести ни слова. Учитель попал в точку.   

— Мне очень жаль, Александра, — продолжил учитель, и в голосе его была и тревога, и печаль, — но сказанного и сделанного не воротишь. Вы действительно могли уйти до того, как я стал всемогущим. А теперь я не в силах изменить что-либо.

— Отмените своё решение, раз вы всемогущий, — сказала Юля Савина, Сашина подруга.

— Вы предлагаете мне нарушить мною же установленные правила? — спросил учитель. — Я не могу этого сделать. Во-первых, потому, что это было бы нечестно по отношению к вам. А, во-вторых, кто я буду такой, если окажусь не в состоянии сдержать только что данного слова?

— А про остальные уроки сдержите? Слово сдержите? — спросил кто-то нахальным голосом, явно не ожидая положительного ответа. Слишком уж это было нереально, слишком невыполнимо, и в словах этих Саша увидела для себя лучик надежды. «В самом деле, — лихорадочно неслось у неё в голове, — в игре всё возможно, а в жизни нет. И игра во всемогущество – это одно, это лишь на сегодня, а потом всё забудется и пойдёт своим чередом, а обязательный факультатив – он и сегодня обязательный, и завтра. И если отменить уроки учитель не в состоянии, а он, и правда, не может сделать ничего подобного, то всё это попросту нелепая шутка». Но учитель ответил коротко и просто:

— Да, разумеется.

И опять не было ничего понятно. Лучик не угас, но потускнел. С одной стороны, учитель пока не дал повода усомниться в его словах, а с другой – ерунда это всё, не стоит ни расстраиваться, ни думать по этому поводу.

— Вы зря переживаете, — продолжил учитель. — Лучше задумайтесь над тем, что вы будете делать теперь, когда основных уроков у вас нет.

— Отдыхать будем, что же ещё, — радостно сообщил все тот же нахальный голос, но его не поддержали, и весёлые нотки утонули в молчании. Ребята задумались.

— А я не знаю, что я буду делать, — сказала полушёпотом Юля. — Я в институт поступаю, и на физмат не зря пошла. Как я сдам экзамены без уроков по физике, по математике? Да и сочинение писать нужно, а это не так просто. Вот вы, Юрий Станиславович, писали когда-нибудь сочинения?

— Нет, не писал, – ответил учитель с готовностью. —  Вернее, писал, конечно, но не на вступительных экзаменах. На вступительных у нас была тестовая система.

— Ну тесты это ерунда, — затянул было Витя, но Юля перехватила инициативу.

— Вот видите, — сказала она — а у нас всё по-другому. У нас тема должна быть раскрыта. А что это значит? А это значит, что писать надо как положено и что положено, не больше и не меньше. А где я это всё возьму, как не на уроке? В сети этого нет. Я же не сдам экзамена!

— Очень просто, — ответил учитель. — Пишите на свободную тему: на экзамене по литературе всегда есть свободная тема.

— Нет, — ответила Юля спокойно, — на свободную писать нельзя. Потому что сочинение читает преподаватель, а преподаватель – это человек. Раз пишет на свободную тему, скажет он, значит, ни с одной из предложенных на экзамене тем незнаком, а значит, четыре балла в самом лучшем случае.

— А тебе обязательно нужна пятёрка? — изумился Витя. Все знали, что для него четыре балла – это предел самых смелых мечтаний.

— Конечно, — тихо ответила Юля.

На минуту в классе воцарилось молчание. Молчал и учитель, было видно, что он глубоко задумался.

— Да, в таком случае, пожалуй, действительно не сдадите, — пробормотал он, наконец. — В таком случае, мне ничего не остаётся, как повелеть отменить все экзамены для нашей группы.

Наступила такая тишина, что казалось, можно было расслышать, как за окном идёт снег. Саша оглядела собравшихся: на лицах ребят читалось изумление.

— Вы шутите? — спросила она, и сама удивилась собственной смелости, посмев перечить.

— Нет, Александра, не шучу.

По классу пробежал недоверчивый шёпот. Вдруг Юля, прикусив губу, встала, быстро собрала свои вещи в сумку, и, не говоря ни слова, вышла. Саша поняла, что та приняла решение, и теперь готова идти до конца. Завтра она наверняка пойдёт прямо к директору школы: жаловаться, скандалить, но добиться перевода в нормальный класс, подальше от этого сумасшествия и поближе к нормальным, понятным перспективам – к золотой медали, к институту, к хорошей работе.  В каком-то смысле ей можно было только позавидовать.  «А что остаётся мне? — думала Саша. — Институт? Но я даже не решила, куда поступать. Спорт? С тех пор, как в стране отменили допинговые Олимпийские игры и чемпионаты, это уже не карьера. Что я могу сказать о  своём будущем хоть сколько-нибудь отчётливо? Да пожалуй, что и ничего».

— Я вижу, вы мне не верите, — сказал учитель, спокойно глядя вслед Юле. — Тем не менее, я предельно серьёзен. Экзаменов у вас не будет. По крайней мере, в том виде, в котором вы их себе представляете. Но я постараюсь сделать так, чтобы каждый день для вас был экзаменом, можете об этом не беспокоиться. Что же касается поступления в институты, для завершивших курс обучения по этой программе, я имею ввиду наши занятия, вступительные экзамены будут приниматься отдельно.

Ребята  смотрели на учителя в полном замешательстве. Саше казалось, что тот не говорит, а произносит магическое заклинание. Слова все как будто бы знакомые, но смысл сказанного никак не желает доходить до сознания. «Вот, сейчас взмахнёт волшебной палочкой, — подумалось ей, — и все уже в институтах. Просто так. Потому что ему захотелось. Но какой во всем этом смысл? Ну хорошо, игра, факультатив, это ещё понятно, это ещё туда-сюда. А как он посмотрит нам в глаза завтра, когда начнётся новый день? Всемогущество – что за ерунда такая? Придёт и скажет, мол, извините, ребята, я пошутил?  Ничего себе, шуточки! Ведь никто с ним и дел иметь не захочет, не поверит ни одному слову. Вот, уж, поиграл, так поиграл, ничего не скажешь, проигрался по полной». Из задумчивости её снова вывел голос учителя, который произнёс громко и отчётливо: «Пи!»

— Обыкновенное число «пи»! — сказал учитель. Саша явно что-то пропустила, и теперь старалась догнать ребят, поймать убегающий смысл, как ловят ускользающую волну сёрфингисты.

— И как вы предлагаете это сделать? — вопросил Витя.

— Не знаю, — ответил учитель. — Подумайте.

— Как это не знаете, ведь вы же учитель!

— Вот так, не знаю. С чего вы вдруг решили, что учителя всё знают? Но могу сказать, что вам проще. Во-первых, вам известно, что «пи» существует, а значит, его можно вычислить. Во-вторых, вы знаете ответ, по крайней мере, с точностью до двух знаков после запятой.

— Что значит «нам проще»? — не унимался Витя. — А кому тогда сложнее?

— Например, древним египтянам, — ответил учитель. — Смотрите, я уже поставил перед вами задачу, то есть проделал львиную долю работы. Древним было сложнее. Им потребовались столетия, если не сказать тысячелетия, чтобы только сформулировать вопрос. Ведь, согласитесь, нельзя ответить на вопрос, если сам вопрос ещё не задан.

— Всё равно, я не могу этого сделать, этого нет в школьной программе.

— А причём здесь программа? — вспылил вдруг учитель. — У вас вполне конкретная задача: сделать бочку из листа железа? Неужели это так сложно? Или вы в каменном веке живете?

— Нет, это как раз не сложно: «два пи эр» и всё.

— Я же сказал, что «пи» вам неизвестно.

Витя замолчал, а Саша с интересом наблюдала за выражением его лица. Сначала оно было обиженное, потом сделалось упрямым, а теперь казалось растерянным.

— Ну что, нет идей? — обратился учитель к остальным. Ответом ему было молчание. Витя, совсем уже нахмурился. — Хм… занимательно. Живём в 21-м веке, а упираемся лбом все в те же проблемы. Между прочим, в Древнем Египте перед жрецами – учёными того времени – стояла аналогичная задача. Но бочку-то делать надо, и они вышли из положения. Рассказать как?

— Не надо, — угрюмо пробасил Витя. — Мы не глупее этих ваших древних.

— Хорошо, не буду, — ответил учитель. — Но вы зря считаете «этих моих древних» глупыми. Если они жили когда-то давно и не имели чего-то, чем обладаем сейчас мы, это не значит, что голова у них не работала, скорее наоборот.  Да, египетское жречество – то ещё общество, никакие знания не выносились за его пределы. Но пирамиды египтяне, тем не менее, построили. Изначально пирамиды должны были иметь круглое основание, как у конусов. Но так как с длиной окружности у них вышла заминка, решено было строить пирамиды в виде пирамид, то есть с квадратным основанием.

– Вы опять шутите?

– А вы как считаете, шучу я или нет?

Витя промолчал.

«А ведь совершенно невозможно отследить, — подумала Саша, — когда он меняет тон. Вот он серьёзен, как никогда, а потом оказывается, что это была шутка. Потом шутит, но оказывается, что всё это серьёзно. Смеёшься себе, ни о чём не подозревая, а потом бац и домашнее задание. Вот и попробуй разбери, что там было на счёт всемогущества?». А учитель, похоже, не стал изменять своей привычки и на этот раз.

— Чтобы у вас не осталось сомнений по поводу египетских пирамид, — сказал он, — подготовьте нам, Виктор, к завтрашнему дню доклад о Египте. Можете коснуться в нем всего, что покажется вам интересным, но и про нашу задачку не забывайте.

— Доклад? — спросил Витя недовольно. — Но ведь это не по физике, это же по истории.

— А кто вам сказал, что  мы занимаемся здесь физикой? — ответил вопросом на вопрос учитель, и снова все в классе оказались сбиты с толку. — Да и к физике число «пи» имеет мало отношения. Скорее уж к математике или геометрии.

— А чем же тогда мы занимаемся?

Учитель улыбнулся и произнёс медленно и спокойно:

— Мы будем заниматься миром, в котором мы живём, не разделяя его на дисциплины. Например, хотите изучать геометрию? Отлично! Давайте начнём с истоков, с древней Греции, с Архимеда, кем он был, в какой стране жил, как умер. А что в это время происходило, в других местах, в той же Европе, можете вы мне ответить на этот вопрос? Почему, скажем, солнечные часы в том же Египте изобрели, а в Европе – нет? Вот так и будем, обо всем понемногу.

— Ну часы, — продолжал упорствовать Витя. — Это всё просто: есть сеть, я вам через пять минут сделаю доклад и по часам, и по Европе. Это же просто справочные данные, — он явно пытался отвертеться от задания.

— Вот именно, что справочные, — неожиданно согласился с ним учитель, — пользуйтесь ими на здоровье. Хотите запастись шпаргалками? Да ради бога! Давайте считать, что это тоже ваша справочная информация. Я не прошу вас знать всё. Я прошу научиться связывать одно с другим и видеть в результате целое. Поймите, посмотреть в сети, зазубрить, списать, наконец, это всё нас никуда не приведёт. Знать и уметь – это совершенно разные вещи.  Вот, очень простой пример. Новикова, вы, я смотрю, снова в облаках витаете? Берите ватман, ножницы, сделайте нам бумажный цилиндр, или, как уже упоминалось, бочку максимального размера, какой только лист ватмана позволит.

Саша растерянно взглянула в угол, где в большой картонной коробке стояли старые плакаты и выполненные учениками чертежи. Учитель достал из стола ножницы и протянул их Саше. Она взяла их и направилась было в угол, но остановилась и спросила:

— А число «пи» мне известно?

— Да, разумеется. Можете свободно пользоваться достижениями цивилизации. И рабочий планшет захватите, не в столбик же умножать.

Саша вернулась к своей парте, взяла планшет и снова направилась в угол. Чтобы справиться с ватманом, ей потребовалось сдвинуть вместе две парты. Никто из ребят ей не помог. Конечно, её наказали, задав унизительно простую и бессмысленную работу. «Вырезать два круга и один прямоугольник. Как в детском садике, — думала она, — честное слово. И чем я только ему не угодила сегодня? «Учитель Всемогущий», надо же такое выдумать! Да никакой ты не всемогущий, а обычный павлин. Покрасоваться, словцом метким переброситься, и снова покрасоваться, вот и все на что ты способен, Юрий Станиславович». Она почувствовала, как на глаза наворачиваются слезы. Машинально она подняла руку, чтобы вытереть их ладонью, но вовремя спохватилась. Ребята могли заметить это движение и догадаться, что она плачет, а этого допустить никак нельзя. Продолжая движение рукой, она сделала вид, что поправляет упавшие на лоб волосы, и тут услышала, что все в классе засмеялись. Вне себя от гнева она готова была выбежать за дверь, провалиться сквозь пол, бросить планшетом в учителя. Но когда слова обиды и возмущения уже готовы были сорваться с её языка, она поняла, что смеются вовсе не над ней, а над чем-то, что рассказывал учитель. На неё же попросту не обращают внимания.

«Ну и чёрт с вами, — решила вдруг она. — Плевать мне на вас на всех, на все ваши шутки и смешные истории. Веселитесь, но как-нибудь без меня. А у меня дело. Сделать этот дурацкий цилиндр, сунуть его в нос учителю и уйти с занятия, как только что ушла Юля. Я вам не игрушка какая-нибудь».

Эта мысль принесла ей успокоение. Она расстелила ватман, прижала его с одной стороны сумкой, с другой – планшетом и полностью погрузилась в работу. Не обращая больше ни на кого внимания, она сходила за метром и большим циркулем, стоявшими у доски. Потом совершила ещё одно путешествие через весь класс за маркером. Ей было абсолютно всё равно, мешает ли она своим хождением по классу или нет. Простая с виду задача, оказалось, имела подводные камни. Повертев в руках циркуль, она поняла, что не решается просто взять и начертить окружности. Чтобы сделать цилиндр как можно больше, как этого требовал учитель, нужно было использовать ватман по максимуму, а как? Сделаешь окружности побольше, ватмана не хватит на прямоугольник для стенок цилиндра. Сделаешь побольше прямоугольник, не хватит места для окружностей. Через некоторое время она составила систему из двух уравнений. Это было странно и необычно. В учебниках задачи всегда ставились ясно и чётко: найти то-то и то-то, рассчитать, определить, решить. А тут всё время получалось так, что задачу ставил перед ней не учебник, а она сама и каждый раз, когда ей казалось, что решение уже близко, в голову приходила какая-то новая мысль, и всё начиналось сначала. В тот момент, когда уравнения были решены, и Саша уже было взялась за циркуль с маркеромн, она подумала, что неплохо было бы сместить окружности и дополнительно сэкономить место. При этом в систему уравнений добавилось третье, и снова пришлось браться за планшет и самый обыкновенный карандаш.

Когда с вычислениями было покончено, а на ватмане появились две идеально вычерченные окружности с прямоугольником, Саша почувствовала себя победителем на вершине славы. «Вот так, Юрий Станиславович, — думала она, — Ты решил, что Новикова ни на что не способна? Ну уж, нетушки! Вот тебе цилиндр, любо-дорого поглядеть». Правда, глядеть пока было не на что, цилиндр ещё предстояло изготовить.

Саша взялась за ножницы и снова чуть не расплакалась от досады: ножницы оказались тупыми.  Если с прямоугольником они ещё как-то справились, то окружности вырезать отказывались напрочь. Более-менее острыми были только кончики ножниц, а остальная их часть попросту заминала бумагу. Поэтому окружности выходили вовсе не круглыми, а составленными из множества прямых отрезков. Если не приглядываться, то вроде бы и ничего, а если приглядеться, то становилось ясно, что никакого идеального цилиндра не получится, и блеснуть результатами своей работы Саше не удастся. «Впрочем, — подумала она с горечью, — это все равно не удалось бы. Посмотрели бы ребята на то, что получилось, а что тут такого особенного? Новикова сумела склеить цилиндр, тоже мне достижение».  Она отложила ножницы в сторону и, обхватив голову руками, уставилась на получившийся вместо окружности ломаный многоугольник. «Ну и пусть! Многоугольник, значит, многоугольник! Никто и не заметит, всё равно это первое и последнее моё занятие здесь»! Она потянулась было к мотку скотча, чтобы склеить им бумажную конструкцию, но вдруг отдёрнула от него руку, как будто обожглась. Задетые локтём ножницы упали на пол и громко лязгнули.

— Ой! — вскрикнула Саша от неожиданности, и все в классе обернулись в её сторону. Она посмотрела на всех по очереди, а потом, не веря собственным ощущениям, испытывая то ли восторг, то ли страх, тихо произнесла:

— Кажется, я знаю, как вычислить число «пи».

Учитель тоже посмотрел на неё поверх висевших на носу очков, улыбнулся, совсем по-доброму, и ехидно спросил:

— Вы в этом уверены?

«Вот до чего же неприятный тип, — подумала Саша. — Ну ничего, я тебе дверьми хлопать не буду, этого ты от меня не дождёшься». Но вслух она ничего такого, естественно,  не сказала, а лишь произнесла ровным голосом:

— Да, разумеется!

***

Из отчёта комиссии по проведению предварительных испытаний методики обучения в старших классах средних школ по методу Елистратова, Москва, 2037 г:

«В испытаниях, длившихся в период с 2034-по 2037 гг. приняли участие более 5000 учеников случайно выбранных школ по всей стране. 73% испытуемых после завершения программы среднего образования подали заявление в различные высшие учебные заведения страны. Вступительные экзамены, адаптированные в соотв. с методом Елистратова, успешно сдали  около 94% из их числа.  Первый год обучения в институтах по общей программе показал, что ученики данной выборки проявляют больше самостоятельности в изучении предметов,  склонны к углублённому изучению материала, к самообразованию, способны формировать и отстаивать собственные суждения. Однако в течение второго года обучения все референсные показатели (за редким исключением) неуклонно падают и, в конечном итоге, сливаются с общим «фоном». Представляется, что это связано с адаптацией основной массы учеников под старую, общепринятую программу. В связи с вышеизложенным РЕКОМЕНДУЕТСЯ: провести работы по дополнительному исследованию и последующему внедрению метода Елистратова в программу средних и высших учебных заведений, как перспективного. Представляется, что упомянутый метод, в сочетании с другими мерами, способен помочь в преодолении образовательного и научного кризиса, особо остро проявившегося в течение нескольких последних десятилетий».

Министерство образования, Москва, 26 декабря 2037 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленные файлы



#2 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 09 January 2016 - 10:34

Интересно.
Чукча не писатель, чукча читатель

#3 Guest_Trubadur_*

Guest_Trubadur_*
  • Гости

Отправлено 09 January 2016 - 10:55

а почему 2037, а не 2061 год? ошибка или я что-то упустил?



#4 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 09 January 2016 - 11:44

А почему должен быть именно 2061? За него просили по возможности не заползать. Параметры предусматривают и более ранние даты.
Чукча не писатель, чукча читатель

#5 Talanga

Talanga
  • Пользователи
  • 22 сообщений

Отправлено 11 January 2016 - 00:08

Понравилось, идею уловил, но как человеку, далёкому от точных наук - сложновато.



#6 Wadim120371

Wadim120371
  • Пользователи
  • 18 сообщений

Отправлено 11 January 2016 - 01:04

Даже не знаю что сказать. Рассказ очень близок к реализму. Это мало похоже на фантастический рассказ. Местами затянуто... Но, удачи автору.



#7 AndreyAJU

AndreyAJU
  • Пользователи
  • 5 сообщений

Отправлено 11 January 2016 - 09:11

Спасибо за отзывы!

Рассказ очень близок к реализму. Это мало похоже на фантастический рассказ.

Действительно, из фантастики здесь только одно: такое не могло произойти раньше, такое не может произойти сегодня, а вот в ближайшем будущем - хотелось бы верить. Причем хотелось бы верить, что году эдак к 61-му все эксперименты будут завершены и забыты. 



#8 Valentinus

Valentinus
  • Пользователи
  • 1397 сообщений

Отправлено 13 February 2016 - 09:30

идея понятна, но , простите, при чем тут ломанный многоугольник и число пи? элементарно же можно померить окружность нитью.


вот такой я пейсатель


#9 AndreyAJU

AndreyAJU
  • Пользователи
  • 5 сообщений

Отправлено 18 February 2016 - 01:52

Извините, не следил за темой, поэтому не ответил вовремя. Нитью мерить не получится, по двум причинам: 1. Нельзя обеспечить высокую точность измерения, 2. Нельзя быть уверенным в достоверности результатов, измеренных нитью. Чтобы было с чем сравнивать результаты для нити, нужно иметь решение в общем виде. (Представьте, Вы померили, причем считаете, что точно померили, и получили 3,2. И как узнать, всё ли было сделано точно и правильно?) Поэтому и многоугольник, как один из возможных вариантов.

Вообще- пример с числом ПИ был выбран просто как показательный и простой. Рассказ не об этом, но это, как я понимаю, уже не важно.



#10 Valentinus

Valentinus
  • Пользователи
  • 1397 сообщений

Отправлено 18 February 2016 - 08:36

чтобы обеспечить "высокую точность измерения" - многоугольники должны быть правильные, а уж простите, с тупыми ножницами и ручной резкой этого добиться никак нельзя (Архимед  использовал правильный 96-угольник, и то получил ошибку уже в третьем знаке.). поэтому с нитью, пожалуй будет точнее.

но рассказ  не об этом. это я понял.


вот такой я пейсатель


#11 AndreyAJU

AndreyAJU
  • Пользователи
  • 5 сообщений

Отправлено 18 February 2016 - 09:11

Не могу удержаться  :) . Вот смотрите, уже не конкурса ради для  :). Вы пишите: "идея понятна". Я не буду спорить, насколько хорошо мне удалось донести эту идею. Пусть, не удалось, тогда тем более есть повод раскрыть карты.

 

Рассказ я хотел написать о том, как можно выработать новый тип мышления. А что такое "новый тип"? Это выход из всех возможных кризисов, как научных, так и экономических. Но сложность в том, чтобы что-то выработать, решить какую-то задачу, нужно сначала эту задачу поставить. А тут то как раз и загвоздка: потому что это и есть самое сложное. Оценивать свой способ мышления самому не так то просто. Посмотрите, в каком мире мы живем? Мы живем в мире шаблонов. Где многое, причем далеко не само собой разумеющееся, считается, что известно. Например: "земля круглая", "нельзя двигаться быстрее скорости света", "всё состоит из атомов", "отношение длины окружности к диаметру равно 3,14...". И так далее. Шаблоны, шаблоны. А ведь это проблема не только из области точных наук, но из гуманитарных. Кто вообще додумался разделять одно и другое? А что, если эта данная нам "от рождения" шаблонность и есть причина многих бед?

 

Вот Вы предлагаете мерить окружность нитью, мерить радиус линейкой, делить одно на другое и получать ПИ. Дело не в точности даже. Вот откуда вам стало известно, что вообще надо было делить одно на другое? Как вы пришли к этому решению? Ответ очень простой: нам всем еще со школы дали в руки шаблон, и мы по-другому взглянуть на эту простую задачу уже и не можем (отчасти поэтому она и была выбрана в качестве примера). А вот представьте, что вы вообще не уверены, что это отношение справедливо для всех окружностей. Ну, вот может быть для окружности поменьше и отношение получается чуть поменьше, а для тех что побольше - побольше (или наоборот). Не может быть? А вдруг! Вот вы взяли и померили нитью. И оба раза получили одинаковый результат с точностью до двух знаков. А что если отличия есть, но они в третьем знаке после запятой или в четвертом, или в сотом? Вот поэтому и нужно решение в общем виде. А многоугольник, кривой он там или нет, прежде всего идея как вычислить. (Пишем формулу для длины "окружности" n-угольника, устремляем n к бесконечности (чем больше тем точнее) и вуаля.) Но в школе нас так не учат почему-то. Нам сразу говорят: "3,14 и не сомневайтесь", "спрос рождает предложение и не сомневайтесь", "Лев Толстой великий русский писатель, и не сомневайтесь". А вдруг?

 

И вот, чтобы придумать новый способ обучения школьников, этакий бесшаблонный, и ставится некий эксперимент. Потому что даже самим экспериментаторам пока не понятно, а как можно учить по-другому. Вот, сделали, как было предложено в рассказе, получили некие результаты, решили, что да, так будет лучше. Но это в рассказе, а как будет на самом деле, я не знаю  :), потому что сам на шаблонах учился.



#12 Valentinus

Valentinus
  • Пользователи
  • 1397 сообщений

Отправлено 18 February 2016 - 09:26

Не могу удержаться  :) . Вот смотрите, уже не конкурса ради для  :). Вы пишите: "идея понятна". Я не буду спорить, насколько хорошо мне удалось донести эту идею. Пусть, не удалось, тогда тем более есть повод раскрыть карты.

 

Рассказ я хотел написать о том, как можно выработать новый тип мышления.

 

уверяю вас, я понял ваш рассказ именно как новый подход к обучению/образованию. не принимайте близко к сердцу мой вопрос про многоугольники. бог с ними.


вот такой я пейсатель


#13 AndreyAJU

AndreyAJU
  • Пользователи
  • 5 сообщений

Отправлено 18 February 2016 - 09:44

Если так, то просто отлично! Потому что я сомневался, удалось мне это донести или нет, поэтому и написал выше "разжевывательный" пост. Спасибо, что прочили и уделили так много внимания!   :rolleyes:





Ответить



  

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных