Перейти к содержимому


Закрытый проект


Сообщений в теме: 42

#1 Guest_ТатьянаП, t_popova03@mail._*

Guest_ТатьянаП, t_popova03@mail._*
  • Гости

Отправлено 10 December 2015 - 17:14

- Ба, ты хоть за меня заступись! Я от пра еле отбиваюсь, а ты молчишь! Ты же сама первые лорики разрабатывала и внедряла! И говорила мне, что они от компьютерных игр твоей молодости отличаются, как космический многоразовик от велосипеда!

 

- Некорректное сравнение, - тут же отреагировала не по возрасту хваткая «пра», - велосипед развивает мышцы, а ваши компьютерные игры, хоть ты их стрелялками назови, хоть стратегиями, хоть лориками, мозг не развивают, а ведут к неврозам и деградации личности. Читать нужно, читать, умные книги читать!

 

Анна вздохнула. Опыт показывал, что спорить её пятнадцатилетний внук Артём и 95-летняя мама могут до бесконечности. Им не мешает ни расстояние (Артём живет с родителями-дипломатами в Париже, а его прабабушка отдыхает в санатории на Алтае), ни тот факт, что тема дискуссии стара, как мир.

 

Конечно, прав Артём: «лорики», личностно ориентированные развивающие информационные комплексы, похожи на компьютерные игры прошлого лишь на первый взгляд. Под игровой формой скрывается программа, стимулирующая ребенка или подростка самостоятельно овладевать знаниями и учиться применять их на практике. Программа создается индивидуально для каждого новорожденного и постоянно корректируется с учетом динамики личностных физических и психологических характеристик.

 

Конечно, права и прабабушка, Полина Георгиевна. Чтение книг, древний, архаичный процесс познания способен по-прежнему творить чудеса. Жаль, увлечь чтением современных детей очень трудно, впрочем, как когда-то – сверстников Анны.

 

В общем, у каждого – своя правда, и Анне вовсе не хотелось именно сегодня выступать в роли арбитра. Ровно через неделю ей исполнится шестьдесят пять, а это значит, впереди – долгожданная пенсия. Анна, доктор педагогических наук, член-корреспондент АН СССР, автор множества научных трудов и популярных книг для родителей, директор ДОО (Дома особой опеки), любила свою работу. Но справедливо полагала, что 45 лет трудовой деятельности – вполне достаточный срок.  И не собиралась работать на постоянной основе более положенного по закону.

 

Любимый муж (семейный стаж – те же 45 лет) уже достиг пенсионного возраста,  планы у супругов были наполеоновские.  Кругосветный круиз на океанском лайнере (половину стоимости которого оплатит государство, а на вторую половину уже отложены собственные накопления). Волонтёрство, совмещенное с эко-туризмом (муж предлагал ехать на Байкал для участия в ликвидации лесных пожаров, а Анну тянуло в Арктику, где энтузиасты спасали птиц, пострадавших от разливов нефти). Общение с многочисленными внуками (трое – от дочери, пятеро – от сына) и недавно родившейся правнучкой. Объемная стереоживопись - недавнее увлечение Анны. А еще надо дописать кибер-триллер и попытаться сделать из него элемент лорика.

 

Разрешение экрана и качество связи были очень высокими,  казалось, Артём и Полина Георгиевна находятся не за тысячи километров, а  прямо тут, в кабинете. Анна почувствовала, как сильно соскучилась по маме и внуку. И не сразу заметила, что в нижнем правом углу экрана зажегся огонёк вызова.

 

- Мама, Тёма, простите, не могу больше разговаривать, меня вызывают.

 

- Пока, ба, до связи!

 

- Доченька, ты меня уже сегодня не вызывай, я сейчас с Тёмой доспорю, а потом посплю, мне вечером еще в мафию играть. Тут такие сильные игроки собрались, не хочется проиграть!

 

Анна переключила стену связи на рабочий канал и поздоровалась со своей заместительницей, молоденькой, но очень толковой Сауле, недавно переведенной в столицу из Астаны.

 

- Анна Андреевна, у нас тут проблема!

 

Лицо обычно невозмутимой Сауле выражало не столько тревогу, сколько удивление.

 

- Что случилось?

 

- У нас тут ребенок. Девочка. Точнее, подросток. Без бидса. И вообще…

 

Ребёнок без бидса, браслета информационных данных и связи? Неудивительно, что Сауле выбита из колеи! Такого просто не могло быть! Вот уже более тридцати лет бидсы -  неотъемлемый атрибут быта в СССР. Впрочем, аналогичные гаджеты использовались и в других странах. Но, в силу как экономических (высокая стоимость), так и идеологических (вопрос свободы личности) причин «за бугром» аналоги бидсов не стали общедоступными и обязательными.

 

В СССР уже 30 лет каждому новорожденному на крошечную ручку надевали браслет из особого материала со сложнейшей электронной «начинкой». Браслет рос вместе с ребенком, менял по желанию владельца цвет. И выполнял огромное количество функций: удостоверения личности, средства связи, прибора, диагностирующего состояние здоровья, и т.д., и т.п.

Люди, родившиеся до начала обязательной всеобщей «бидсизации», тоже получили бидсы в сроки, предусмотренные специальной государственной программой. Поначалу многие опасались, что бидс ограничит свободу человека, приведет к несанкционированным проникновениям в личное пространство. Но опасения оказались преувеличенными, а удобство и открывающиеся возможности – очевидными. Волна отказов от бидсов быстро сошла на нет, и последние два десятилетия без них на территории СССР можно было встретить лишь иностранных граждан.

 

- Спокойно, Сауле, я сейчас подойду.

 

Через полчаса Анна уже располагала полной, но скудной информацией о подростке без бидса. Накануне рабочие химкомбината на окраине города, возвращаясь с вечерней смены, заметили в парке девочку. Нетипичная ситуация – одинокий ребенок в позднее время суток в парке. Рабочие поинтересовались, не нужна ли девочке помощь. Она сказала, что очень хочет есть.

 

Один из рабочих, отец четырнадцатилетних близнецов, не понаслышке знал о проблемах пубертатного периода. Предположив, что девочка поссорилась с родителями и ушла из дома, он решил связаться со встревоженными родственниками и успокоить их. Но, попытавшись через свой бидс считать имя и местожительство родителей девочки, рабочий обнаружил, что  бидса у ребёнка нет! Рабочие немедленно вызвали службу помощи детям. Утром девочку, представившуюся комиссару службы Доброславой, привезли в ДОО. Она охотно идет на контакт, отвечает на вопросы, но ответы её… В общем, как сказала Сауле, лучше директору ДОО самой с ней познакомиться.

 

И вот в кабинет к Анне входит стройная девчушка в джинсах, майке и кроссовках. Небрежно заплетенные в длинную косу русые волосы. Смышленое личико с живыми карими глазами. Обычная девочка лет тринадцати, ничуть не испуганная, лишь слегка взволнованная. Только на руке нет бидса.

 

- Здравствуй, Доброслава. Меня зовут Анна Андреевна. Я хочу с тобой поговорить.

 

- Доброе утро, Анна Андреевна.

 

- Доброслава, сколько тебе лет?

 

- Четырнадцать, через тримесяца будет пятнадцать.

 

- А где ты живешь?

 

- На Вачёве.

 

Анна быстро глянула на свой бидс, заранее настроенный на распознавание незнакомых слов. «Вачёв — река в России, протекает в Томской области. Длина реки составляет 24 км. В устье находится село Мыльджино».

 

- Понятно. Ты живешь в селе Мыльджино.

 

- Нет-нет, село Мыльджино в устье Вачёво, а мы живем километрах в пятнадцати от него.

 

- С кем ты живешь?

 

- С бабушками, дедушками, родителями, братьями, их трое и маленькой сестричкой. А рядом живут еще Лукашовы, Степновские и Талагаевы. И дедушка Бондарев, он один живет, без семьи.

 

- Понятно, - на самом деле Анне пока еще ничего не было понятно. Что за хуторяне? Может, сектанты? Правда, о сектантах никто в СССР не слышал уже давно.

 

- Доброслава, вы верующие?

 

- На вопрос о вере всегда трудно дать ответ, - очень по-взрослому сказала девочка, - папа – атеист, мама и бабушка  православные, как и Лукашовы, у Степновских все атеисты, кроме старшей дочки, она почему-то считает себя протестанткой. Талагаевы – мусульмане. А дедушка Бондарев называет себя буддистом, но это скорее шутка, чем правда.

 

Сектантская версия отпала. Анна с удивлением слушала девочку. Поражало не только то, что она говорила, но и сама манера речи. Очень правильная речь, немного старомодная, как у некоторых гостей телеканала «Культура» во времена Анниной молодости.

 

- Где ты учишься? – задавая этот вопрос, Анна почти уверена была в ответе.

 

- Дома. Мама и бабушка всех нас учат русскому и литературе. Папа и дед – математике, физике, астрономии, дедушка Степновский – химии и биологии, моя тётя, она замужем за Владимиром Лукашовым, – английскому и немецкому языкам, Талагаев – арабскому, бабушка Талагаева учит девочек шитью и вязанию, а дедушка Бондарев может вообще любого учителя заменить.

 

Дедушка Бондарев? Может любого учителя заменить? Анна вдруг нырнула на полвека назад, в прошлое. Увидела аудиторию в университете и смешного некрасивого парня на кафедре. И шепот за спиной: «самый молодой преподаватель», двадцать пять лет, а уже доктор, причем дважды – педагогических и биологических наук, без пяти минут академик», «новое слово в педагогике». А через год молодой гений исчез. Кто говорил – эмигрировал, кто – спился.

 

- А имя-отчество у дедушки Бондарева есть?

 

- Конечно. Владислав Сергеевич.

 

Анна опять воспользовалась помощью бидса. Все правильно. Владислав Сергеевич Бондарев. Блестящая карьера в юности. В 2015-м уволился из университета, прекратил научную деятельность. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

- Доброслава, ты знаешь, что это такое? – Анна показала девочке свой бидс.

 

- По внешнему виду похоже на браслет. Но, поскольку вы несколько раз делали с этим предметом какие-то манипуляции, думаю, это какой-то гаджет.

 

- Да, ты правильно догадалась. А у тебя какие есть гаджеты?

 

- У нас есть электронные книги, у каждого, и плееры. И один на всех компьютер.

 

- Один? – удивилась Сауле.

 

- Нам больше и не надо. Интернета у нас нет, писать и расчеты делать можно с помощью электронных книг, а компьютер слишком много электричества потребляет, а нам его беречь надо. Мы элекроэнергию производим с помощью ветряка и солнечных батарей, но получается очень дорого. И мало.

 

- Господи, как же вы живете? – вырвалось у Анны.

 

- Нормально живем. Как говорит дедушка Бондарев, в гармонии с природой.

 

- А зимой? В холод? А если кто заболеет?

 

- У нас хорошая одежда, тёплая. Мы ведь работаем все – рыбу ловим, грибы собираем, ягоды. Коз держим, овец, свиней, кур, гусей, уток. У нас прекрасная пасека. Степновский режет по дереву, очень красивые вещи получаются. Женщины и девочки вяжут. А бабушка Талагаева вышивает совершенно чудно, настоящую картину может вышить, причем по собственному эскизу. Мужчины ходят в Мыльджино раз в месяц, продают там все, что наработали. Покупают лекарства, инструменты, продукты, которых тайга не дает и вырастить невозможно. Знакомые мыльджинцы закачивают в информационном центре в наши электронные книги все, что требуется. Вот так и живем.

 

- И давно вы так живете?

 

- Ну, лично я почти пятнадцать лет, с самого рождения, - улыбнулась девочка, - дедушка Бондарев, и все старшие, т.е. наши бабушки и дедушки переселились на Вачёв почти сорок лет назад. Моему папе было тогда два года, Степновскому – лет пять. Все остальные родились уже на Вачёве.

 

- И никто из вас за все это время не посещал ни одного населенного пункта, кроме Мыльджино?

 

- Нет. Да и в Мыльджино, как правило, только мужчины ходят, все-таки пятнадцать километров. Я там раньше никогда не бывала.

 

- И вы живете без интернета, никогда не видели ни одного фильма, не слушали музыку?

 

- Ну почему же музыку не слушали? – немного обиделась Доброслава, - я же сказала, что у нас плееры есть. А еще и гитары, и флейты, и саксофон, и барабаны, и ксилофон, и скрипка даже у Влада Степновского. Музыке нас Наталья Петровна, бабушка Влада учила. Только мне медведь на ухо наступил. А вместо кино у нас театр есть. Мы и Шескпира ставили, и Островского, и свои пьесы сочиняем.

 

Вопросов у Анны оставалось великое множество, но задала она только один:

 

- А как ты в Москву попала?

 

- Дошла до Мыльджино, это несложно. Я знала, что раз в неделю в Мыльджино дирижаблями доставляются грузы из Томска. Я забралась в дирижабль, прилетела в Томск. Потом поездом доехала до Москвы, грузовым поездом, у меня ведь денег не было на билеты.

 

Тут все ясно. И дирижабль, и поезда автоматизированы, «живого» обслуживающего персонала там нет. Без бидса, с которого считываются данные о наличии или отсутствии билета,  Доброслава была невидимкой для всех систем контроля, вот и добралась до Москвы незамеченной.

 

 

- Но зачем? – Анна не заметила, что произнесла этот вопрос вслух.

 

- Зачем я приехала в Москву? – тут же откликнулась Доброслава, - на этот вопрос я не стану отвечать.

 

Анна, как-никак, была неплохим знатоком психологии детей и подростков. В каких бы экзотических условиях не выросла девочка, причина её побега из дома, скорее всего, банальна. С родителями поссорилась. Влюбилась: в этот раз дошла без проблем до Мыльджина, может, и раньше там бывала тайком, познакомилась с каким-нибудь заезжим мальчиком из Москвы… Или причина еще проще – молодому поколению чужды идеи старших, не хочется девчонке жить без электричества и гаджетов, о которых она кое-что знает, без большого города с его соблазнами и искушениями.

 

- Нет-нет, вы не правы! – воскликнула Доброслава, - ни с родителями я не ссорилась, ни в мальчиков ни в каких не влюблялась. И никто нас не держит на Вачёве насильно, захотели бы уехать – нам бы  денег дали на первое время. Мой дядя, папин младший брат, давно, еще до моего рождения, уехал. Теперь живет в Минске, работает врачом. А пять лет назад дочь Лукашовых уехала сначала в Томск, а потом вообще в Австралию. Только я хочу жить на Вачёве. Меня в город никогда не тянуло.

 

Анна аж вздрогнула. Неужели она вслух размышляла? Но у Сауле лицо выражало не меньшее изумление.

 

- Ты что, мысли умеешь читать? – Анна не думала, что когда-нибудь кому-нибудь задаст такой ненаучный вопрос.

 

- Телепатией в полной мере я, конечно, не владею. Но в данном случае ход ваших мыслей очевиден, и угадать их было не сложнее, чем  распознать сигналы общения птиц и зверей.

 

- А когда обнаружились твои особые способности? – спросила Анна.

 

- Особые способности? Да что вы! У нас все владеют основам психологии. Кроме того, мы разбираемся в поведении животных, диких и домашних, можем очень долго прожить без пищи, не говоря уже о том, чтобы найти её в лесу. Да мы много чего можем, это все – система дедушки Бондарева. Система жизни в гармонии с природой. Человек когда-то так и жил, а потом выбрал другой путь. Стал развивать технику, а нужно развивать себя. Что мы, собственно, и делаем на Вачёве.

 

Они разговаривали до самого обеда: о жизни на Вачёве, о системе Бондарева, о родителях, братьях, сестрах и соседях Доброславы. Лишь о том, почему и зачем она приехала в Москву, девочка говорить отказывалась наотрез.

Сауле и Анна попросили Доброславу пройти ряд тестов. Их результаты показали, что девочка опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии, хотя её знания современных реалий и новейшей истории, а также социальные навыки чуть ниже средних показателей.

 

После обеда Анна послала отчет о случившемся в ЦИЦ, центральный информационный центр. Доброслава в это время с разрешения Сауле бродила по информационному пространству. Хотя ранее девочка никогда не пользовалась Интернетом, она освоила его очень быстро.

 

К вечеру пришел ответ из ЦИЦа. О коммуне (именно такая формулировка была использована в тексте сообщения) на реке Вачёв ЦИЦу известно с момента её основания. Никаких противоправных действий члены коммуны никогда не совершали. В самом начале, во времена расцвета пришедшей в Россию с запада ювенальной юстиции, томские власти предпринимали попытки изъять и семей коммунаров детей. Но вовремя остановились: дети росли здоровыми, по физическому и умственному развитию по крайней мере не отставали от сверстников. К тому же старшие «коммунары» недвусмысленно дали понять, что без сопротивления детей не отдадут. Больше ни в какие контакты ни «коммунары» с властью, ни власть с «коммунарами» не вступали.

 

ЦИЦ рекомендовал немедленно сообщить в информационный центр Мыльджино о местонахождении Доброславы с целью доведения этих сведений до членов коммуны. Далее предлагалось ждать реакции родителей. Анна незамедлительно выполнила рекомендации ЦИЦа.

 

В кабинете Сауле Доброслава с планшетом устроилась в удобном кресле и даже не заметила появления Анны.

 

- Ну, как тут вы? – тихонько поинтересовалась Анна у Сауле.

 

- Анна Андреевна, она явно что-то ищет в интернете.

 

- Может, родственников? Дядю из Минска, или ту девушку, что теперь в Австралии живет. Не будем ей мешать.

 

Вечером Доброслава охотно согласилась на предложение Сауле посмотреть художественный фильм. Анну, конечно, никто не уполномочивал выступать в роли «мисс Марпл», но любопытство, и  чисто человеческое, и профессиональное, взяло верх над чувством некой неловкости. Она взяла планшет, которым пользовалась Доброслава, и просмотрела запросы девочки. После этого Анне самой пришлось потратить около часа на поиски в интернете, сделать несколько запросов в ЦИЦ и дождаться ответов на них. В полночь, когда Доброслава уже спала, пазл сложился. Осталось уточнить несколько деталей.

 

- Доброе утро, Доброслава! Хорошо выспалась?

 

- Благодарю, Анна Андреевна, очень хорошо.

 

- А какой фильм ты посмотрела вчера?

 

- Я целых три фильма уже посмотрела. Два вчера вечером и один сегодня с утра. Вчера смотрела «Шекспиршоу» и «Кризис Z», а сегодня с утра «Алекс в гневе».

 

Интересный набор. «Шескпиршоу» - интерактивный отечественный фильм, весьма вольно интерпретирующий сюжеты великого драматурга. Два других фильма – боевик и лирическая комедия – блестящие образцы голливудской киноиндустрии.

 

- Какой же фильм тебе больше всего понравился?

 

- Трудно сказать. Наверно, все-таки «Алекс в гневе». Но я все фильмы с интересом смотрела. Только в «Кризисе» очень много жестокости, но я этого и ожидала от американского кино, нам дедушка Бондарев об этом много рассказывал.

 

- Кстати, о дедушке Бондареве и о рассказах. Ты вчера рассказала мне много интересного, и я чувствую себя в долгу. Сегодня я хочу рассказать тебе одну историю. Ты не против?

 

- Конечно, нет.

 

- Тогда слушай. Много лет назад, точнее, почти пятьдесят лет назад я была чуть-чуть постарше тебя, училась в педагогическом институте на первом курсе. И познакомилась там с одним очень интересным человеком, он был моим преподавателем. Нет, слово «интересный» тут не подходит. Выдающийся человек, можно сказать, гений. Его неординарные способности проявились еще в раннем детстве, ему повезло и с родителями, и с учителями. В те далекие времена еще не умели работать с детьми, тем более с одаренными, так, как сейчас. Но герою моего рассказа, его звали Владислав (Анна заметила, что Доброслава вздрогнула) действительно повезло. Из вундеркинда благодаря правильным действиям родителей и учителей вырос настоящий гениальный ученый.

 

В те времена СССР, нового Советского Союза, еще не существовала. Жизнь в России шла совсем по другим законам. Не знаю, понимаешь ли ты, о чем я говорю, но тогда в стране было очень большое социальное неравенство.

 

- Я прекрасно вас понимаю. Нам экономику тоже дедушка Бо…, преподают нам экономику. И историю тоже.

 

- Прекрасно. Тогда я не буду рассказывать тебе о том, что ты уже знаешь. Учёные, даже самые лучшие, получали мизерную зарплату, особенно в том случае, когда их исследования носили фундаментальный, а не прикладной характер. Многие уезжали из страны в поисках лучшей доли.

 

- Утечка мозгов, - кивнула головой Доброслава.

 

- Именно, - подтвердила Анна, - еще были гранты, в том числе от международных организаций. Но для их получения часто нужны были не столько светлые головы, сколько связи.

 

- Коррупция, - поставила очевидный диагноз Доброслава.

 

- Владислав был ученым в классическом понимании, т.е. человеком, как говорили раньше «не от мира сего». Ему вполне хватало малого: чашки крепкого кофе, старых брюк, любимой толстовки. А лучшим отдыхом он считал поход по самым диким местам. Вроде тайги где-нибудь в Томской области.  Родители Владислава, к счастью, были вполне трудоспособны и не претендовали на материальную помощь от своего гениального сына.

А потом Владислав влюбился. Да-да, этот гений, этот далекий от реальности человек, влюбился. Впрочем, девушка,  в которую влюбился Владислав, тоже была неординарной личностью. Высочайший уровень интеллекта плюс физическое совершенство, помноженные на сильный характер. Чувства, похоже, были взаимными, и очень скоро Владислав и Маргарита поженились. И у них родилась дочь.

 

- София, - совсем тихо сказала Доброслава.

 

- Да, девочку назвали София. Кстати, это имя в переводе с греческого означает «мудрость». С появлением ребенка многое изменилось. Впрочем, думаю, проблемы начались раньше. Маргарита работала программистом в российском представительстве крупной транснациональной корпорации, её зарплата раз в десять превышала суммарный заработок Владислава. А он, между тем, в ущерб научной деятельности старался заработать везде, где мог применить свои знания. Преподавал, переводил, работал по договорам.

В общем, после рождения Софии Владислав сделал то, что требовала от него Маргарита, - пошел работать в ту самую корпорацию «PGAA», где трудилась жена. Здесь перед ним стояла совершенно конкретная задача, лишь косвенно связанная с его научными интересами. И задача  эта состояла в воздействии на человеческий организм с целью получения индивидуума с заданными характеристиками. Как я уже сказала, корпорация была транснациональной, действовала не только в разных странах, но и в разных отраслях экономики. Задачу создания «сверхчеловека», назову это так,  тоже пытались решить группы ученых в нескольких странах, в России соответствующая группа была создана специально «под» Владислава.

 

В общем, группа начала работать и стала быстро демонстрировать впечатляющие результаты. А потом разразился крупный международный скандал. Эксперименты подобного рода признали незаконными во всех странах мира. Деятельность «PGAA» в России была прекращена. Видимо, тогда Владислав и пришел к выводу о том, что человечество развивается неправильно. Он вместе с группой разделяющих его взгляды единомышленников  покинул цивилизацию и обосновался на реке Вачёв, в тайге. Видимо, Маргарита с дочкой отказалась последовать за мужем.

Между прочим, Доброслава, я даже знаю, почему ты оказалась в том парке, где тебя нашли. Именно там когда-то находилось здание, где работала группа Владислава.

 

- Да, там. Мне хотелось посмотреть на это здание. Я ведь не знала, что его давно снесли…

 

- На самом деле я узнала так много, но не узнала самого главного – что заставило тебя, Доброслава, покинуть Вачёв и приехать в Москву.

 

Девочка ничего не ответила. Анна тоже выдерживала паузу. Впрочем, тишина в комнате не была напряженной или враждебной –Доброслава явно над чем-то размышляла, а Анна ждала её решения. Наконец, девочка посмотрела прямо в глаза Анне:

 

- Вы все это нашли в Интернете?

 

- Не все, но многое, недостающую информацию я получила в ЦИЦе.

 

- Что такое ЦИЦ?

 

- Центральный информационный центр. Там можно получить информационную поддержку, если сам не можешь найти какие-либо данные. А еще это правительственный центр хранения и использования информации.

 

– Туда могут обращаться только по работе?

 

- Нет. Любой гражданин СССР может пользоваться услугами ЦИЦа.

 

- А я ничего не смогла найти почему-то.

 

- Потому что ты не привыкла работать с информацией, с современными её носителями. Но ты – молодец, ты быстро всему учишься.

 

- Сауле сказала, что вы сообщили обо мне в Мыльджино?

 

- Да.

 

- Значит, скоро меня отправят домой, - сделала вывод Доброслава, - я не успею ничего узнать… Ладно, я расскажу вам все…

 

Две недели назад  Бондарев не вышел утром работать на пасеке. Мать послала Доброславу к старик, узнать, не заболел ли. Доброслава  забежала в дом Бондарева и увидела, что тот, бледный как смерть, лежит на полу возле своего рабочего стола. Доброслава сразу поняла, что это – сердечный приступ и кинулась было звать на помощь, но Бондарев прохрипел: «Спрячь это!» и показал на рассыпанные вокруг стола бумаги. Доброслава выполнила приказ старика.

 

Взрослые, в том числе старый Степновский, профессиональный врач, оказали Бондареву необходимую помощь. К сожалению, сердечные приступы у него бывали уже не раз. К вечеру старик уже был на ногах. Но за это время любопытная Доброслава прочитала то, что не предназначалось для её глаз.

Несколько сколотых скрепкой пожелтевших листков оказались копией заявления самого Бондарева в Федеральную службу безопасности, в котором сообщалось, что в результате экспериментов, проводимых ТНК «PGAA», произошли необратимые изменения в организме участвующих в эксперименте добровольцев. В результате этих изменений не только нанесен непоправимый вред физическому и психическому здоровью добровольцев, но и создана реальная угроза для окружающих.

 

Еще на одном листочке была распечатана часть какой-то статьи из интернета. В статье рассказывалось о появлении нового исламского государства, ставшего неожиданностью практически для всех политологов и политиков. Лидер и практически единоличный создатель этого государства, Вахид Джамиль, несмотря на юный возраст, обладал потрясающими лидерскими способностями и харизмой и был блестяще образован.  Статья была снабжена фотографией – очень красивый молодой араб в окружении нескольких разновозрастных мужчин и женщин.

 

Последний листочек был исписан от руки. Видимо, Бондарев писал их уже после того, как почувствовал себя плохо. Фразы налезали друг на друга, обрывались на полуслове. Понять можно было только одно: Бондарев просил в случае его смерти найти его дочь Софию, и обязательно предупредить… Кого предупредить и о чем, Бондарев не дописал.

 

- Так тебя в Москву Бондарев прислал?

 

- Нет-нет, что вы! Когда дедушке Бондареву стало лучше, я напомнила ему о бумагах. Он потребовал, чтобы я их ему отдала. Он не спросил, прочитала ли я бумаги, потому что верил, что я не способна на такое… А я не посмела ему признаться. Но я чувствовала, что дедушке плохо, что он неспокоен. И решила, что поеду в Москву и сама найду Софию. Они ведь жили прямо там, в квартире при лаборатории, нам дедушка рассказывал об этом когда-то, только не говорил, чем именно в лаборатории занимались. Я думала, вдруг они так там и живут, Маргарита и София. А там теперь парк…

 

- Доброслава, ты Агату Кристи или Конан Дойла читала?

 

- Конечно, читала. А что?

 

- Да то, что хватит нам с тобой играть в сыщиков-любителей. Из того, что мы с тобой узнали, мы вместе, следует, что речь идет об очень серьезных вещах. И мы не имеем права скрывать эту информацию, понимаешь?

 

- Понимаю. Но ведь я тогда дедушку Бондарева предам, разве не так?

 

Анна долго молчала. А потом посмотрела прямо в глаза Доброславе:

 

- Я не знаю. Понимаешь, не знаю. Это только ты можешь решить, сама для себя. И, если посчитаешь, что ты предала, будешь жить с этим дальше. Так бывает. И никто тебе тут не сможет помочь. Но мы не имеем права скрывать такую информацию, не ты, не я. Зато я уверена, что статья о Вахиде Джамиле, именно эта статья вызвала сердечный приступ у Бондарева. Могу предположить, что Вахид Джамиль,  которого сейчас поддерживают США, появившийся ниоткуда супер-лидер, из ничего создавший не столько жизнеспособное, сколько боеспособное государство, является результатом, прямым или побочным, тех исследований, которые когда-то проводила группа Бондарева. Вряд ли ты понимаешь, к чему все это может привести…

 

- Я понимаю, - Доброслава подняла на Анну полные слёз глаза, - я все понимаю.

 

Через пять дней в ДОО прибыл отец Доброславы – невысокий сорокалетний человек с интеллигентным, как раньше говорили, лицом и натруженными руками. Перед отъездом Доброслава зашла к Анне попрощаться.

 

- Анна Андреевна, мы уезжаем завтра утром.

 

- Я знаю. И очень рада, что ты зашла ко мне попрощаться. Я думаю, ты имеешь право знать…

 

Анна зачитала Доброславе несколько выдержек из полученного накануне отчета специального отдела ЦИЦа. Проведенное расследование показало, что заявление в ФСБ было написано Бондаревым непосредственно после того, как группа добровольцев, на которых проводились испытания, увеличилось на одного человека. Впрочем,  о добровольности в данном случае в полном смысле этого слова говорить не приходилось: добровольцу женского пола только-только исполнилось пять лет. Фамилия девочки нигде не была обозначена. После прекращения деятельности ТНК «PGAA» Маргарита Бондарева с пятилетней дочкой Софией эмигрировала в США, дальнейшие следы их теряются.

 

 

- Значит, они тоже не смогли найти Софию, - сказала Доброслава.

 

- Смогли, - возразила Анна, - ты не дослушала. Анализ детских фотографий Софии, а также фотографий Маргариты и Владислава Бондаревых позволил с вероятностью свыше восьмидесяти процентов утверждать, что мать Вахида Джамиля – София. Знаешь, на самом деле там и анализа никакого не требуется. София – копия Маргариты.

 

- Дедушка Бондарев узнал её на фотографии в статье, да? И решил, что он во всем виноват…

 

- Думаю, так все и было.

 

- Анна Андреевна, я должна рассказать все дедушке?

 

- И это придется тебе решать самой. Но, думаю, к дедушке приедут те, кто ведет расследование. Не вини себя, Доброслава. Такие истории лучше вскрывать, как нарывы.

 

Попрощались. Анна Андреевна подарила девочке  новую электронную книгу с расширенным набором функций. Доброслава очень обрадовалась подарку и, прижимая его к груди, направилась к выходу. Но в дверях девочка остановилась и, повернувшись к Анне Андреевне, сказала:

 

- Через год я приеду в Москву. В институт, учиться. Я хочу стать биологом. Папа согласен. Я обязательно сразу приду сюда, в гости, хорошо?

 

- Конечно! Мы будем очень  ждать тебя, Доброслава.

 

- Я еще о многом хотела сказать. Но теперь мне трудно говорить. Раньше было все понятно, все казалось четким и правильным, а теперь я во всем сомневаюсь. Даже в Вачёве…

 

Анна осталась одна. Сегодня ей исполнилось 65. И все меньшее в жизни казалось чётким, понятным и правильным, а все большее вызывало сомнение. Но именно это, почему-то, и делало жизнь интересной.



#2 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 10 December 2015 - 21:09

Понравилось.
Чукча не писатель, чукча читатель

#3 Guest_Лев_*

Guest_Лев_*
  • Гости

Отправлено 10 December 2015 - 21:54

Хорошо.

 

Вместе с тем, нет сюжетного кольца. Все не замкнуто. Персонажи интересные, но почти эмоционально не пересекаются. Девушка приехала-уехала, Вахид внук Маргариты... Мне чего-то не хватает. То ли встречи анахорета Бондарева с Вахидом, (Люк, я твой отец!) То ли еще чего... Может, я пересмотрел индийские сериалы? :)

.

Хороший слог, хорошие герои. Но похоже на фрагмент какого-то Большего произведения, которое полностью лежит где-то не здесь.  



#4 Guest_Гость_*

Guest_Гость_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 05:51

Спасибо за отклики. Лев, это не фрагмент другого произведения. Писала специально для конкурса, о котором узнала от дочери, она тоже участвует в этом конкурсе. Что касается остальных замечаний, я понимаю, о чем Вы, и согласна с Вами. Но жизнь не всегда сразу демонстрирует закольцованность своего хода. И, мне кажется, именно форма рассказа, в отличие от романа, дает автору права показать лишь кусочек большого кольца, оставив читателю додумывать остальное. Будущие встречи и разлуки. Причины, по которым персонажи притягивают друг друга или отталкивают. В Вашем отзыве не поняла только про отца Люка))), подозреваю, что это из фильма, в которых я полный ноль, спрошу у дочери сегодня. Кстати, длчь тоже сказала, что часть моего сюжета похожа на сюжет какого-то американского фильма,))).

#5 Guest_444_*

Guest_444_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 05:55

Еще про закольцованность и рассказы. Мне очень нравится образ, который нашел Джек Лондон в одном из своих северных рассказов. Про то, что то, что жизнь других людей мы видим как в окнах домов, мимо которых идем. По-моему, это как раз про рассказы.

#6 Guest_Лев_*

Guest_Лев_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 06:17

"Люк я твой отец!", это "индийский момент" из американской популярной телевизионной сказки. Момент встречи двух антагонистов, которые оказываются родственниками.

 

У Джека Лондона действительно есть рассказ "Тропой ложных солнц", где он рассуждает. что некоторые истории, которые мы видим. мы никогда не узнаем полностью.  Но, во-первых, там в этом сама суть рассказа, и герои эту суть обсуждают. А во-вторых, как мы знаем, Лондон исповедовал принцип "тысяча слов в день (несмотря ни на что)", и вполне может быть, что этот рассказ написан так именно потому, что автор не могу выдавить из себя никакой интересной истории к картинке, и просто подвел под это глубокомысленную базу. :)

 

Так или иначе, открытый финал, действительно оставляет больше места для фантазии. Главное, не очень этим злоупотреблять. :)



#7 Guest_Гость_*

Guest_Гость_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 09:58

Лев, я уже получила от дочери развернутую оценку моей отсталости и теперь знаю, что Люк - персонаж "Звездных войн". Каюсь, не смотрела, хотя предположение о том, откуда взялся Люк с папой, у меня было правильно (смотрю "ТБВ", нравится, несмотря на отсталость а там "Звездные войны" часто упоминаются). Точно, не могла вспомнить название, "Тропой ложных солнц". Что касается Лондона, на мой взгляд (я, конечно, не литературный критик), в данном случае принцип тысячи слов давал неплохие результаты. В подростковом возрасте Лондон был одним из моих любимых писателей, я и до сих пор думаю, что его полезно было бы читать и современным подросткам.

Как бывший юный пионер торжественно клянусь открытыми финалами не злоупотрбелять))))



#8 Guest_Лев_*

Guest_Лев_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 10:29

Смотрю "ТБВ", нравится, несмотря на отсталость а там "Звездные войны" часто упоминаются).

 

У нас с Вами паритет, я совершенно не знаю что такое ТБВ. :)

А Лондон, правда хорош и был бы пользителен подросткам.



#9 Guest_Гость_*

Guest_Гость_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 10:49

"Теория большого взрыва" - сериал амеркинаский, про физиков-теоретиков, много рискованного юмора. Это дочка меня подсадила. Я с рождения все на классику её пыталась подсадить (частично удалось))), а теперь она меня на масс-культуру пытается))).  Но мне мало что нравится. Вот "ТБВ" с удовольствием смотрю, а еще она некоторое время назад заставила меня посмотреть "Облачный атлас", теперь пытается заставить его прочитать. Кстати, я думала, может дать Доброславе посмотреть что-нибудь из тех фильмов, что сегодня уже существуют (тот же "Облачный атлас", или что-нибудь наше), но потом решила, что вряд ли фильмы так долго "проживут".



#10 Guest_Гость_*

Guest_Гость_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 10:49

"Теория большого взрыва" - сериал амеркинаский, про физиков-теоретиков, много рискованного юмора. Это дочка меня подсадила. Я с рождения все на классику её пыталась подсадить (частично удалось))), а теперь она меня на масс-культуру пытается))).  Но мне мало что нравится. Вот "ТБВ" с удовольствием смотрю, а еще она некоторое время назад заставила меня посмотреть "Облачный атлас", теперь пытается заставить его прочитать. Кстати, я думала, может дать Доброславе посмотреть что-нибудь из тех фильмов, что сегодня уже существуют (тот же "Облачный атлас", или что-нибудь наше), но потом решила, что вряд ли фильмы так долго "проживут".



#11 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 11 December 2015 - 11:01

но потом решила, что вряд ли фильмы так долго "проживут".

Нет, ну почему же... Какие-нибудь "Унесённые ветром" или "Волга-Волга"/"Весна" были сняты в тридцатых годах прошлого века, но до сих пор ведь смотрятся, пусть и чёрно-белые, плоские, без Dolby Atmos-звука. Классика остаётся классикой.


Меня можно уже не ругать здесь.

#12 Guest_Лев_*

Guest_Лев_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 11:06

 

но потом решила, что вряд ли фильмы так долго "проживут".

Нет, ну почему же... Какие-нибудь "Унесённые ветром" или "Волга-Волга"/"Весна" были сняты в тридцатых годах прошлого века, но до сих пор ведь смотрятся, пусть и чёрно-белые, плоские, без Dolby Atmos-звука. Классика остаётся классикой.

 

 

Классика, это да. Вместо трех фильмов Доброслава должна была посмотреть "Прибытие поезда", - три раза. :P  



#13 Valentinus

Valentinus
  • Пользователи
  • 1397 сообщений

Отправлено 11 December 2015 - 11:42

Нет, ну почему же... Какие-нибудь "Унесённые ветром" или "Волга-Волга"/"Весна" были сняты в тридцатых годах прошлого века, но до сих пор ведь смотрятся, пусть и чёрно-белые, плоские, без Dolby Atmos-звука. Классика остаётся классикой.

опоздали , товарищ. эти фильмы уже раскрашены :)

вот такой я пейсатель


#14 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 11 December 2015 - 11:44

 

Нет, ну почему же... Какие-нибудь "Унесённые ветром" или "Волга-Волга"/"Весна" были сняты в тридцатых годах прошлого века, но до сих пор ведь смотрятся, пусть и чёрно-белые, плоские, без Dolby Atmos-звука. Классика остаётся классикой.

опоздали , товарищ. эти фильмы уже раскрашены :)

 

А, да, точно. Отстал от жизни.  :D  Осталось перевести в 3D и добавить компьютерные спецэффекты с трёхмерным звуком.  :D


Меня можно уже не ругать здесь.

#15 Guest_ТатьянаП_*

Guest_ТатьянаП_*
  • Гости

Отправлено 11 December 2015 - 11:50

У меня что-то крашеные фильмы совсем не идут((((. Особенно мои любимые "В бой идут одни старики". Да и рыжеватая Золушка как-то сразу потеряла половину очарования, хотя раскрашиватели, наверное, рассчитывали на обратный эффект.



#16 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 11 December 2015 - 12:28

У меня что-то крашеные фильмы совсем не идут((((. Особенно мои любимые "В бой идут одни старики". Да и рыжеватая Золушка как-то сразу потеряла половину очарования, хотя раскрашиватели, наверное, рассчитывали на обратный эффект.

Проблема людей с хорошим воображением. Я тем же страдаю, ч.б в мыслях смотрятся на много красочней. А отцветованные все придуманные цвета перевирают.
Чукча не писатель, чукча читатель

#17 Valentinus

Valentinus
  • Пользователи
  • 1397 сообщений

Отправлено 11 December 2015 - 13:13

А, да, точно. Отстал от жизни.  :D  Осталось перевести в 3D и добавить компьютерные спецэффекты с трёхмерным звуком.  :D


я вас наверное совсем расстрою - еще года три назад телеки от самсунга умели "на лету" делать из 2Д - 3D. конечно не так идеально, как когда изначально двумя камерами снимают, но тем не менее.

вот такой я пейсатель


#18 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 11 December 2015 - 13:15

я вас наверное совсем расстрою - еще года три назад телеки от самсунга умели "на лету" делать из 2Д - 3D. конечно не так идеально, как когда изначально двумя камерами снимают, но тем не менее.

 

Я расстроился.  :D


Меня можно уже не ругать здесь.

#19 Guest_ТатьянаП_*

Guest_ТатьянаП_*
  • Гости

Отправлено 13 December 2015 - 07:01

 

но потом решила, что вряд ли фильмы так долго "проживут".

Нет, ну почему же... Какие-нибудь "Унесённые ветром" или "Волга-Волга"/"Весна" были сняты в тридцатых годах прошлого века, но до сих пор ведь смотрятся, пусть и чёрно-белые, плоские, без Dolby Atmos-звука. Классика остаётся классикой.

 

Ради истины: "Унесенные ветром" никогда не были черно-белыми. Это - первый полнометражный цветной фильм.

 

А вообще тема про раскрашивание и перекрашивание старого, по-моему, могла бы стать  темой рассказа на этот конкурс. Вот раскрашивают черно-белые фильмы в целях привлечь к их просмотру молодежь. Раскрасили и еще один мой любимый фильм "Офицеры". Но можно ведь и дальше пойти. Может, молодёжи будет интересней, если добавить спецэффектов? Пусть Лановой не просто бежит по вагонам движущегося состава, а прыгает, как Супермен или кто там еще из супергероев. Да и Люба по современным меркам далеко не модель, можно провести апгрейд с помощью цифровой обработки, улучшить. Можно вместо старых развалин выстроить новый дворец, как в Царицыно, неважно, что в прошлом дворец так и не достроили, кто из молодежи, воспитанной на раскрасках-перекрасках об этом знает. Можно заставить героев греческих мифов говорить на сленге Симпсонов. Можно и историю раскрашивать-перекрашивать, технологии позволяют.



#20 Valentinus

Valentinus
  • Пользователи
  • 1397 сообщений

Отправлено 14 December 2015 - 10:49

Ради истины: "Унесенные ветром" никогда не были черно-белыми. Это - первый полнометражный цветной фильм.



удивительно, но почему-то в моей памяти он черно-белый, да и кадры из фильма в поисковике, представлены и в цветном и в ч/б вариантах (50/50)....

А вообще тема про раскрашивание и перекрашивание старого, по-моему, могла бы стать темой рассказа на этот конкурс. Вот раскрашивают черно-белые фильмы в целях привлечь к их просмотру молодежь. Раскрасили и еще один мой любимый фильм "Офицеры". Но можно ведь и дальше пойти. Может, молодёжи будет интересней, если добавить спецэффектов? Пусть Лановой не просто бежит по вагонам движущегося состава, а прыгает, как Супермен или кто там еще из супергероев.

раскраска фильмов - это приведение их к естественному цветовосприятию. следующим шагом будет перевод в 3Д. (кстати, "Алису в стране чудес" снимали одной камерой, а трехмерность была сделана на этапе постпродакшена).

 

а вот добавление "суперменности" - это уже другое. думаю на это не пойдут. скорее уж - снимут ремейк.


вот такой я пейсатель




Ответить



  

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных