Перейти к содержимому


Фотография

Будущее наступило-2: о многоразовых ракетах

Техника будущего Многоразовые ракеты Фантазии и реальность

Сообщений в теме: 6

#1 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 461 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 18 May 2016 - 08:10

Статья (стащил отсюда) до того прекрасна, что даже не хочется в неё добавить что-то от себя :-) Наслаждайтесь!

 

===============

Макаронный монстр Илона Маска
 
38622.jpg
фото © floridatoday.com
 

Мой юный читатель! Конечно же, ты ходишь в секцию ракетомоделирования, и тебе интересно, почему же русские инженеры ржут аки кони с этого канадского поца Илона Маска – в инженерном смысле, а не в смысле ловкого жулика, по плечо запустившего Невидимую Руку Рынка в американский бюджет (И оставался бы он в американском бюджете, как и его покровители из Конгресса, и бог бы с ними, с голубыми (во всех смыслах) воришками, но мы поговорим о, собственно, инженерных нюансах, о которых не принято помнить в эпоху квалифицированных потребителей).

 

Сначала скучно.

Ракетостроение, как отрасль машиностроения, вбирает себя знания и технологии металлообработки, материаловедения, приборостроения, математического моделирования, дефектоскопии и проч., каждый писк в этой индустрии защищён патентами, зачастую зонтичными, все детали, узлы и изделия многократно испытываются на сверхдорогостоящих стендах, со своими требованиями, ограничениями, допусками и посадками, эти знания накапливаются годами и десятилетиями, весь этот комплекс стоит даже не сотни миллиардов, но триллионы долларов, государственные триллионы, триллионы из кармана американского народа.

 

Но если у вас, как государственного лоббиста, есть триллионная НАСА, которая, как государственная организация, подотчётна куче строгих докторов-аудиторов, а воровать вам ну очень-очень хочется, то надо придумать какой-то сверхдорогой проект, который, как жабу через соломинку, можно будет раздувать на бирже, попутно выкачивая деньги из бюджета.

 

Для этого вы:

- нанимаете болтливого чувака с блестящими глазами,

- нанимаете команду пиарщиков, дезигнеров и прочих сколь энергичных, столь и беспринципных,

- регистрируете частную компанию в Калифорнии, причём эта private company не обязана раскрывать нюансы своего финансового здоровья (гыгы),

- сливаете в эту шарагу: патенты, технологии, готовые проекты, техническую документацию (тысячами томов и сотнями тысяч чертежей – но поскольку это есть самая бесстыжая приватизация государственной интеллектуальной собственности на сотни миллиардов долларов из народного кармана, то вы объявляете болтливого чувака супер-пупер Изобретателем) и готовые трудовые коллективы настоящих изобретателей (это важно – целыми командами) напрямую из НАСА,

- проталкиваете через Бюджетный комитет Конгресса идею, что таким образом вы снижаете нагрузку на бюджет НАСА, особенно на его пенсионные статьи (мы же помним, что персонал НАСА – самые крутые инженеры – постепенно стареет?),

- вы обеспечиваете новорождённой шараге техническое, технологическое, патентное сопровождение, подключаете военных, разведку и контрразведку, затыкаете рты сотням и тысячам владельцев патентов, вы затыкаете рты десяткам и сотням журналистов, которые внезапно понимают, куда лучше никогда в жизни не пытаться «копать», иначе уволят нахер с волчьим билетом, вы подключаете к Гениальной Компании Уникального Вдруг Внезапно Из Ниоткуда Возникшего Гениального Изобретателя десятки и сотни первоклассных медиа,

- вы обеспечиваете Уникальному Гениальному Коллективу Молодых И Дерзких десятки и десятки заказов на рынке спутниковых услуг (ага, каждый, любой желающий может зайти туда, где пасутся четырёхзвёздные генералы и загорелые конгрессмены с благородной сединой),

- вы договариваетесь с биржевиками, брокерами, рейтинговыми агентствами, банкирами, со всей этой волчьей стаей, чтобы они «куда надо смотрели, а куда не надо не смотрели, снег башка попадёт, совсем плохо будет, докторов пришлют, из окна можно случайно выпасть, подавившись маслинкой, изнасиловать в полёте горничную – услуги джеймсбондов на выбор»,

- но вы же не можете развернуть производство ракет непосредственно на мощностях НАСА, поэтому вы помогаете новоиспечённой команде найти заводы (целую кооперацию – это десятки и десятки частных, полу- и полностью государственных компаний, зачастую из ведомства Пентагона) с аэрокосмическим бэкграундом, где можно будет клепать ракеты по проектам, слитым (безвозмездно, т.е. даром) из НАСА),

- и – вишенкой на торте – вы всем обещаете, что вы не просто делаете ракеты (это же может делать НАСА – и ради чего городить огород?) – вы обещаете, что вы делаете Уникальную Программу, ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ!!11одинадын – многоразовые ракеты с посадкой на планету Земля! Ура, победа, Голливуд ловит множественные оргазмы.

 

Если вы это всё можете провернуть в течение нескольких месяцев, то вы – из команды хозяев Америки, не меньше. Итак, всё готово к разводу лохов, все готовы, заряжены, разряжены и возбуждены.

 

Но это же, мать их, ракеты! Это же факиншит, планета Земля! А на ней гравитация, законы природы и разные мелкие инженерные ограничения. Какие же?

 

Это геостационарная орбита, куда надо «вешать» спутники.

 

Это орбита МКС, куда пролоббирована (ну, это же каждый может, да?) доставка грузов грузовиками и, в перспективе, астронавтов – живых человеческих людей. (При этом государственной НАСА предложено покупать услуги частной private company, которая – см. выше – не обязана отчитываться о структуре финансовых потоков, акционерах и проч. – какая прелесть, не правда ли?).

 

Это габариты и средняя масса телекоммуникационных и военных спутников - несколько тонн, как минимум (не микроспутниками же заниматься? Все серьёзные люди, работаем по-серьёзному).

 

Следовательно, от забрасываемой орбитальной массы на геостационарную орбиту и от массы грузовиков (и кораблей с людьми) выплясывается энергетика ракеты.

Естественно, что вы не можете просто из кармана достать готовый насовский двигатель, потому что все удивятся – а в чём же уникальность и изобретательность? Поэтому вы у себя в кармане случайно находите отработанные насовские чертежи старого движка от американского лунного посадочного модуля (кто сказал – патенты? кто сказал – стенды?) – и берёте этот движок в качестве основного маршевого. Но таких маломощных движков нужно много, девять штук на старте – но вы громко кричите, что это Прорыв в Будущее – и пипл хавает.

 

Естественно, что технология мягкой посадки на планету отработана уже более 60 лет, поэтому вы берёте те же идеи из лунного посадочного модуля, и приделываете посадочные опоры к ракете. Но тут начинается инженерный анекдот – нормальные одноразовые ракеты достигли такого совершенства, что стенки их конструкции настолько тонки, насколько возможно, поэтому нормальными инженерами учитывается даже упрочнение материалов при заливке баков жидким кислородом. А вам говорят, что к этим тонким стенкам просто невозможно присобачить посадочные опоры – поэтому нужно городить опорные пояса, утолщения по всей обечайке, упрочнение конструкции, ставить приводы для «ног» - а это всё тяжело, это всё конструкция, сопромат, и постоянное утяжеление конструкции, и совсем не так, как на красивой презентации, которую вы показывали в Конгрессе (или не вы, а ваш загорелый покровитель с благородной сединой – и зачем ему эта вся головная боль? Решай, деревенщина, тебе деньги дали!) – и вы раком ставите уникальные (я не шучу) инженерные коллективы (которые вам дали, как рабов, скопом) – и они делают невозможное – отрабатывают несчастные раскладные посадочные опоры, делают это прекрасно, как могут настоящие американские инженеры… но вся подлость ещё не закончилась.

 

Естественно, что для мягкой посадки ракеты вам нужно много топлива и окислителя – это та самая «мёртвая» масса, которая бесполезна для вывода спутника на орбиту, но вам надо возить эту тяжесть, чтобы гарантированно посадить вашу ракету на платформу в океане (тут вы орёте диким криком, потому что на каждый лишний килограмм конструкции вам надо брать дополнительное топливо – или уменьшать заявленную, обещанную орбитальную массу).

 

Естественно, что, имея лунные технологии, кучу лунных двигателей, вы пытаетесь хоть как-то сэкономить на конструкции. Самое главное – вы не можете производить свою ракету на самом космодроме – там банально нет этих факиншит технологов, рабочих, сварщиков, металлургов, слесарей и всего этого сброда, который хочет есть и трахать баб, поэтому вы, стараясь хоть как-то сэкономить, должны доставлять ракету по частям на военную базу Вандерберг (кто сказал – Пентагон?) – а как это сделать, кроме как по железной дороге??

И тут вступает в действие Его Ужасное Величество – Железнодорожный Габарит. Вы не можете поменять мосты, переезды, контактные линии по всей протяжённости трассы от завода до стартового комплекса, поэтому вы обязаны вписать конструкцию в максимальный габарит 3.7 метра.

 

ТРИ ЦЕЛЫХ СЕМЬ ДЕСЯТЫХ факиншит метра. Это всё, что вы можете. Понимаете? Вы, властелин США, раком поставивший всех, вынуждены считаться с железнодорожным габаритом.

 

Оу Кей, ковбои, так что же получается с нашими девятью «Мерлинами» и железнодорожным габаритом 3.7 метра? И тут получается дикий, липкий ужас инженера – чтобы запихнуть столько топлива и окислителя, чтобы вам вытащить на орбиту обещанный груз, вам нужно сделать ракету высотой… высотой… (поднимите расчётчицу, она некрасиво валяется в обмороке) – 70 (прописью – СЕМЬДЕСЯТ) метров.

 

Вам дурно. Вам реально дурно – при диаметре 3.7 метра вам нужно обеспечить полётную прочность «макаронины» длиной 70 метров (делим 70 на 3.7 и получаем отношение 18.9 – один к девятнадцати!). Самое страшное – вам надо обеспечить устойчивость этой «макаронины» на платформе в океане (кто сказал – волны?!) – колонны, высотой 70 метров, - и удержать её при нормальном бризе (кто сказал – давление ветра?!). Вам очень плохо – вам нужно увеличивать «ноги». Они банально должны быть длиннее. При их габаритах, их нужно делать толще, прочнее (кто сказал – мы режем по массе?!). На каждый лишний килограмм «ног», на каждый лишний килограмм «макаронины» - вам нужно дополнительное топливо и кислород.

 

Факиншит. Рили факиншит.

 

Вы пытаетесь улучшить инженерное качество этого макаронного монстра. Вы, совершенно случайно, достаёте из широких штанин технологию переохлаждения керосина и кислорода - так хоть на несколько процентов топлива и окислителя можно больше впихнуть в те же баки - при этом о цене такой технологии вы молчите - это же потери и затраты, это всё стоит деньги, не предусмотренные ни в какой смете, но вам уже плевать на сметы - вам надо служить "макаронному богу" и физическим законам планеты Земля.

 

Но вы же владелец Америки. У вас болит голова. Ваш клоун прыгает по всем СМИ, а вас спрашивают коллеги из Комитета: «Слушай, Билли, приятель, ну, как там, с дивидендами?»

Неудобно перед пацанами.

 

И вот ваш инженерный ублюдок, размером с ракету тяжёлого класса, зажатый железнодорожным габаритом, отягощённый «ногами» и мёртвым запасом посадочного топлива, начинает выводить на орбиту (у вас, всё-таки, первоклассные рабы, когда-то работавшие в НАСА) орбитальную нагрузку, которую может выводить ракета лёгкого (ну, хорошо, легко-среднего класса).

 

Под дружное ржание русских и европейцев. Даже китайцы хихикают.

 

Но вы же хозяин Америки. И вы, ужаленным койотом, через сотни и тысячи карманных СМИ воете на всю планету Земля, что ваша «макаронина» вот-вот сядет. Она падает раз, она падает два – но вот посадка!!! Вам удалось не уронить «макаронину»! У вас же лучшие на планете программисты.

 

А что дальше? А дальше – самое скучное – вам надо заново всю «макаронину» дефектовать и обследовать – может ли она, космическая конструкция, торжество материаловедения и инженерной мысли, стартовать ещё раз – надо изучить, как пережил сверхнагрузки, температуры и вибрации каждый элемент, каждая факиншит прокладка, нет ли в каждой детали, в каждом сварном шве микротрещин, нет ли дефектов в каждом информационном кабеле. А у вас – ма-ка-ро-ни-на – с девятью допотопными лунными движками, состоящая из сотен тысяч деталей, узлов и механизмов. И каждый узел должен сработать безотказно – после посадки - и снова работать на сверхперегрузках.

 

И вы, почти хозяин Америки, гениальный промоутер, раком поставивший сотни тысяч специалистов, – от сраного инженера до четырёхзвёздных генералов, от девки из пиар-службы до ушлого банкира из Банка О Котором Лучше Забыть – вы понимаете, что вам надо дотерпеть до конца президентского срока того слишком смуглого парня с усталым взглядом, не получить пулю, не выпасть из окна, не подавиться маслинкой и, боже упаси, не изнасиловать горничную.

 

А что же ваш бойкий пацан с наглыми глазами? А он сегодня вынужден прилюдно объявить, что удачно севшая ракета – по результатам обследования -  непригодна для повторного пуска.

 

Oh fucking shit...

(спасибо Алексею Широнину за наводку на ссылку)

 

Источник

Landed SpaceX rocket suffered 'max' damage

 

Комментарий автора: 

Мне только жаль американских инженегров. Занимаются рисованием 7 перпендикулярных красных линий, из которых три зеленые, две прозрачные, а еще одна в форме котенка... И будут выкинуты на улицу, когда придёт пенсионный возраст.

PS У меня в дипломе написано инженер-ракетостроитель, так что я могу по достоинству оценить всю феерическую расстановку точек в вопросе Летающего Макаронного Монстра имени И.Маска. Реально, до слёз.

© AfterShock

===============



#2 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1813 сообщений

Отправлено 18 May 2016 - 15:11

 Понравилось. :) Спасибо :)


Чукча не писатель, чукча читатель

#3 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 18 May 2016 - 15:25

К слову, можно покопаться в истории многих отраслей индустрии на предмет - сколько было высказываний что, мол, разрабатываемая технология нифига не годна и не "выстрелит", потому что ... (дальше приводится та или иная причина). На моей памяти разговоры о том, что "процессоры нельзя разогнать быстрее, чем до N Gz" начались с начала девяностых. По-настоящему предел частоты был достигнут к концу 2000-ых. Так что в любых высказываниях такого характера надо быть осторожным.
Меня можно уже не ругать здесь.

#4 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 461 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 19 May 2016 - 07:02

 

К слову, можно покопаться в истории многих отраслей индустрии на предмет - сколько было высказываний что, мол, разрабатываемая технология нифига не годна и не "выстрелит", потому что ... (дальше приводится та или иная причина).

 

Да, конечно. И если оно когда-нибудь на самом деле научится летать в космос повторно (причём, чтобы даже просто сравниться с одноразовой ракетой по цене вывода - скорее всего, одного повторного пуска будет мало, ничего же даром не бывает) - то, может быть, и начнёт вытеснять обычные ракеты. Пока что нет стабильности даже с мягкими посадками (если не ошибаюсь, успешных посадок была даже не половина), а про повторный полёт в космос и тем более речи нет. Так что на данный момент "супер-пупер прорывная конструкция" возит в космос мало и задорого (по сравнению с обычными ракетами), зато обещает, что когда-нибудь, может быть, в светлом будущем... Выглядит это всё первостатейной "панамой" - попилом бюджетных денег. И, да, без покровительства в самых высоких кабинетах так долго "кормить завтраками" солидную госконтору вряд ли вышло бы. То есть всё написанное в статье - хотя и в юмористическом ключе - очень похоже на правду.

 

Кстати сказать, о ж/д габарите. Откуда он такой? Из-за ширины ж/д колеи, когда-то принятой в США. А откуда он такой в США? Взят из Англии. А в Англии почему приняли такую колею? По ширине колеи в виде желобков, проделанной на оставшихся от римлян древних дорогах (проложенных когда-то по всей империи, в том числе в провиции Британния). А зачем у римлян была такая колея на дорогах? Чтобы по ней катились стандартные армейские повозки. А почему повозки именно такой ширины? Чтобы в них можно было запрячь пару лошадей. То есть ширину колеи определила, грубо говоря, ширина двух лошадиных задниц. Резюмируем: сейчас, в XXI веке, сдерживающим фактором космического прогресса до сих пор являются две задницы давным-давно околевших древнеримских лошадей!!!

 

;-)



#5 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 19 May 2016 - 10:48

Fallible_fiend, камменты под фейсбучным репостом доставляют, как говориться. Там в том числе и по ж/д габариту проехались. В том смысле, что фальконы по обычным, а не ж/д-дорогам возят...
Но так то да - я с тобой согласен.
Меня можно уже не ругать здесь.

#6 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 461 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 19 May 2016 - 18:15

Fallible_fiend, камменты под фейсбучным репостом доставляют, как говориться. Там в том числе и по ж/д габариту проехались. В том смысле, что фальконы по обычным, а не ж/д-дорогам возят...

 

На самом деле, скорее всего, всё ограничивают размеры пробитых в горах туннелей - в которых и железные, и автомобильные дороги проложены. Во всяком случае, когда-то читал что-то такое в связи с габаритами "Спейс Шаттла" и его ускорителей. Там в каком-то месте на повороте дороги даже специально скалы раздалбливать пришлось, чтобы крыло "Шаттла" вписалось во время транспортировки.



#7 Fallible_fiend

Fallible_fiend
  • Пользователи
  • 461 сообщений
  • ГородПермь

Отправлено 20 June 2016 - 20:01

Чтобы случайный читатель не думал, что многоразовые ракеты сплошная показуха и обман - они таки существуют на самом деле:

 

===

New Shepard - многоразовые ракета и корабль для суборбитального туризма. Ракета совершает "прыжок" в космос, поднимаясь вместе с кораблем выше 100 км, затем и корабль и ракета совершают мягкую посадку. Полет занимает примерно десять минут, при этом 3-4 минуты в корабле длится невесомость. Ракета и корабль названы в честь Алана Шепарда, совершившего в мае 1961 первый в мире суборбитальный полет в космос. Разработчиком является компания Blue Origin под руководством Джефа Безоса.

Полеты комплекса New Shepard начались в 2015, при этом первая успешная посадка состоялась 23 ноября. С тех пор одна и та же ракета совершила уже три успешных полета (и три мягких посадки), полет в воскресенье стал четвертым.

===

 

Взял отсюда. Да, тут труба пониже, дым пожиже - до орбиты она не дотянется, руки коротки - зато летает себе и летает повторно, без лишней помпы и рекламы, как с "Фолконами".





Ответить



  

Темы с аналогичным тегами Техника будущего, Многоразовые ракеты, Фантазии и реальность

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных