Перейти к содержимому


Фотография

Новый человек: недостижимый идеал или эффективный проект

воспитание личность об разование

Сообщений в теме: 48

#1 ТатьянаП

ТатьянаП
  • Пользователи
  • 511 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 March 2016 - 09:07

Я благодарна организаторам за открытие раздела, где могут теперь резвиться команчи. И предлагаю обсудить тему, которая, на мой взгляд, самая важная. Для меня, как я не уставала тут повторять, будущее, до которого хочется дожить, это будущее, где живут светлые люди. не святые, конечно, со своими достоинствами и недостатками, но светлые. Люди, которым чуждо потребительство. Которые любят свою страну, своих близких, свою работу, любят землю, на которой родились и Землю в целом.

 

Теперь - самый главный вопрос, на который я много лет пытаюсь найти ответ, но пока так и не нашла. Где, кто и как должен воспитывать такую личность? Многие века воспитание было сугубо семейным делом. Потом общество стало все сильнее вмешиваться в этот процесс. В старом СССР государственный подход к образованию был возведен в ранг государственной политики. Если вспомнить произведения И.Ефремова, то в его модели будущего за семьей оставалась, по существу, лишь функция воспроизводства, все остальное делало государство.

 

Я люблю писателя Ефремова, но именно с подходами к воспитанию согласиться не могу. Не верю, что без семьи, без любви можно и нужно растить людей будущего. С другой стороны, я не могу игнорировать тот факт, что есть примеры, когда именно общественное воспитание при полном отсутствии семейного дает прекрасные результаты, причем в самых запущенных случаях (вспомним хотя бы Макаренко или "Республику ШКИД"). Если же посмотреть на семейки, где мама-папа пьют, не просыхая, калечат детей духовно и физически, то идея о государственном воспитании становится не такой уж отвращающей.

 

Еще одна проблема, особенно в том случае, если государство будет проявлять большую активность в процессе воспитания - кадры. Где их брать?

 

В общем, думаю, понятно, к рассуждениям на какую тему я призываю команчей. Мне будет интересно любое мнение. Выраженное, конечно, корректно и без снятия скальпа с головы противника.



#2 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 09:13

Хм. Мне сейчас нравиться фраза. "Что бы правильно воспитать детей надо прежде всего воспитывать родителей". Это к тому что если в семье любят например читать книги с высокой вероятностью ребенок тоже будет " читающим". Т.е. тут нельзя работать "только с детьми". Имхо это плохой вариант. И полный отрыв детей из семьи я тоже считаю не верным. Очень это болезненная тема.
Чукча не писатель, чукча читатель

#3 Konstantin Leskov

Konstantin Leskov
  • Пользователи
  • 348 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 09:21

Ограничения, накладываемые архаичным геномом на нашу предрасположенность к "светлому" поведению и образу мыслей, не позволят создать гармоничное общество. Слишком высоки в наших популяциях частоты аллелей потребительства, стремления к показному превосходству и власти. Таковы мы сформировались за сотни тысяч лет первобытнообщинного и рабовладельческого строев.

 

Лишь направленное радикальное вмешательство в геном человека сможет переломить ситуацию. Никакое воспитание, никакая семья или Макаренко эффективными не будут. Почитайте архивы приказных изб старой России, когда вроде бы уклад благостный, патриархальный, все верующие, все двенадцать богородиц наизусть знают - найдете то же пьянство, мордобой и свинство, как и сейчас. 



#4 ТатьянаП

ТатьянаП
  • Пользователи
  • 511 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 March 2016 - 09:26

Радикальное вмешательство в геном человека меня пугает в десятки раз больше, чем несовершенство семейного или общественного воспитания. Кто будет принимать решения о направленности "генномной переделки"? Кто будет формировать модель? Будда? Иисус? Аллах? Идеальный в морально-нравственном отношении инопланетянин? Или грешный человек со своими воззрениями на идеал и "генным скальпелем" в руке?



#5 Konstantin Leskov

Konstantin Leskov
  • Пользователи
  • 348 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 09:32

Грешный человек со своими воззрениями на идеал и "генным скальпелем" в руке, конечно же. Вернее, консилиум таковых. В принципе ведь в обществе есть консенсус понимания что есть хорошо. Наука подскажет что в геноме надо подкрутить, чтобы человек по крайней мере не пил, не лез в драку из-за косо брошенного взгляда, учился бы нормально, был честным и работал продуктивно. Не думаю, что слишком много подкручивать придется.



#6 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 09:43

Чтоб не думал слишком много тоже подкрутят. :) и чтоб слушался приказов когда надо. А под агресию как солдат, отдельный сорт муравь... Людей. Где то я подобное уже читал. :)
Чукча не писатель, чукча читатель

#7 ТатьянаП

ТатьянаП
  • Пользователи
  • 511 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 March 2016 - 10:11

Чтоб не думал слишком много тоже подкрутят. :) и чтоб слушался приказов когда надо. А под агресию отдельный сорт муравь.. Людей. Где то я подобное уже читал. :)

Вот-вот. Опыт показывает, что, один раз затеяв "подкрутку", человек уже не остагновится. И родители "накрутят" себе генредек с мышцами или небывалой красоты голосами (см. "Эмилей"), и правители, в консилиуме сидящие, "накрутят" себе удобное для управления неагрессивное стадо.

У меня даже раннее определение способностей и ранняя специализация детей в обучении вызывает много вопросов. Когда-то даже рассказ у меня написался на эту тему, вот, если интересно кому, разместила его тут: http://2061.su/forum...53-две-картины/

 Интересная деталь: у меня, как и в рассказах про Эмиля, тоже есть старушка с котом))), только сейчас это заметила))).



#8 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 10:24

Хм. Мне сейчас нравиться фраза. "Что бы правильно воспитать детей надо прежде всего воспитывать родителей". Это к тому что если в семье любят например читать книги с высокой вероятностью ребенок тоже будет " читающим". Т.е. тут нельзя работать "только с детьми". Имхо это плохой вариант. И полный отрыв детей из семьи я тоже считаю не верным. Очень это болезненная тема.

Вот да. Плюсую. Как это не странно, но плохая семья для ребёнка чаще всего лучше, чем хороший интернат. Ибо каким бы хорошим интернат не был, а травма изъятия из семьи останется на всю жизнь (эта штука называется "депривацией"). У Стругацких с Ефремовым, конечно, здорово было читать про методы коллективного воспитания в отрыве от родителей, но на поверку выяснилось, что всё не так просто (выяснили, кстати, англичане во время второй мировой войны). Так что не надо нам интернатов. И да, воспитывать в первую очередь надо родителей, а потом уже они воспитают детей.

Ну а сама тема "идеального человека" - наверное, такая же вечная, как и сам человек. Множество религий пытаются найти решение этой проблемы, но большого успеха не снискали. Слишком много у нас такого под коркой, что не очень то и просто подавить. А начнёшь давить искусственно - а человек ли получится? Хороший вопрос.
Меня можно уже не ругать здесь.

#9 ТатьянаП

ТатьянаП
  • Пользователи
  • 511 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 March 2016 - 10:52

Когда-то, я была совсем молодой  и не имела опыта родительского, я, читая, в том числе, и Ефремова, задумывалась над всеми этими вопросами. И мне виделась такая идеализированная картина. Во-первых, все молодые люди обязаны изучать основы, скажем так, педагогики. Проще - они должны учиться быть родителями. Почему, чтобы управлять машиной, нужно получить права, а чтобы воспитывать ребенка - нет? Затем, когда ребенок появляется, государство прикрепляет к семье специального консультанта. Его задача - помогать родителям по всем вопросам воспитания, в том числе - в плане выявления и развития способностей ребенка.

Когда у меня появилась дочь, когда я в процессе своей профессиональной деятельности столкнулась с системой образования, с родителями, я поняла, насколько "далека была от народа". Ситуация такова, что семьи у нас, да, думаю, и во всем мире делятся на две категории. В одной - разумные родители, которые осознают, насколько велика их роль и ответственность. Наверное, они были бы рады консультантам из моих юношеских "прожектов". Но они и без консультантов справляются вполне прилично со своими обязанностями. Они ищут и находят любые ресурсы для того, чтобы воспитать ребенка как можно лучше.

И есть другая категория семей. Где дети появляются, как трава, и как трава, собственно, растут. Что выросло - то выросло. К таким родителям хоть сто консультантов приставь, мало что изменится. Изымать детей из таких семей? Тоже не вариант. Согласна, интернат - еще хуже. Да еще, замечу, ко второй категории относятся не только так называемые маргинальные семьи. С точки зрения воспитания и ответственности родителей семьи "высшего класса" попадают в ту же группу.



#10 Евгений Лонин

Евгений Лонин
  • Пользователи
  • 1931 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 11:01

Ну высший класс хотя бы наемных воспитателей приставляет... Правда часто таких что лучше бы без них было. :)
А в целом ту же смесь делать надо. Теже детские лагеря. Кружки, организации и т.д. выделять нуждающихся и им давать доп. опеку. Что то вроде того. Но это в идеале. Я это вставил в виде раскидистых комплексов "Даты" в рассказе. :)
Чукча не писатель, чукча читатель

#11 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 11:57

Когда-то, я была совсем молодой  и не имела опыта родительского, я, читая, в том числе, и Ефремова, задумывалась над всеми этими вопросами. И мне виделась такая идеализированная картина. Во-первых, все молодые люди обязаны изучать основы, скажем так, педагогики. Проще - они должны учиться быть родителями. Почему, чтобы управлять машиной, нужно получить права, а чтобы воспитывать ребенка - нет? Затем, когда ребенок появляется, государство прикрепляет к семье специального консультанта. Его задача - помогать родителям по всем вопросам воспитания, в том числе - в плане выявления и развития способностей ребенка.
Когда у меня появилась дочь, когда я в процессе своей профессиональной деятельности столкнулась с системой образования, с родителями, я поняла, насколько "далека была от народа". Ситуация такова, что семьи у нас, да, думаю, и во всем мире делятся на две категории. В одной - разумные родители, которые осознают, насколько велика их роль и ответственность. Наверное, они были бы рады консультантам из моих юношеских "прожектов". Но они и без консультантов справляются вполне прилично со своими обязанностями. Они ищут и находят любые ресурсы для того, чтобы воспитать ребенка как можно лучше.
И есть другая категория семей. Где дети появляются, как трава, и как трава, собственно, растут. Что выросло - то выросло. К таким родителям хоть сто консультантов приставь, мало что изменится. Изымать детей из таких семей? Тоже не вариант. Согласна, интернат - еще хуже. Да еще, замечу, ко второй категории относятся не только так называемые маргинальные семьи. С точки зрения воспитания и ответственности родителей семьи "высшего класса" попадают в ту же группу.

Тут лучше историю из жизни рассказать. Пошли мы с супругой в "Школу Приёмных Родителей" (на самом деле так громко называется психотренинг на десять занятий). Посещение ШПР сейчас обязательно, если есть намерение взять ребёнка под опеку или усыновить. Так вот, с нами там было ещё несколько пар, некоторые из которых - вполне детястые. Так вот, положительный эффект, который оказывает этот тренинг, сложно недооценить:
1. Было заметно, как пары меняются (от первого занятия к последнему). Вот прям визуально заметно: образ, поведение.
2. Наиболее частый комментарий по завершению: "Где были эти курсы, когда мы собирались рожать своего первого?"
Это я к тому, что грамотные курсы "молодого бойца" (и не как подгузники менять/попку смазывать/на родах правильно дышать) могут хорошо прочистить голову, а это важно. Ведь в первые три года в мозгу ребёнка закладывается масса вещей, которые влияют потом на всю жизнь (начиная с базового доверия миру). Знать обо всём этом - крайне полезно. Так же полезен патронаж и не только медицинский, но и психологический. С рождением детей в семье запускаются сложные процессы, которые могут привести к разрушению этой самой семьи. А кому это надо? Я к тому, что не надо забирать у семьи функции воспитания детей, надо помогать семье делать это хорошо, обеспечивать соответствующие условия. Тогда можно будет заводить речь о вопросе, вынесенном в тему обсуждения.
Меня можно уже не ругать здесь.

#12 Guest_Татьяна Нестерова_*

Guest_Татьяна Нестерова_*
  • Гости

Отправлено 03 March 2016 - 12:06

Грешный человек со своими воззрениями на идеал и "генным скальпелем" в руке, конечно же. Вернее, консилиум таковых. В принципе ведь в обществе есть консенсус понимания что есть хорошо. Наука подскажет что в геноме надо подкрутить, чтобы человек по крайней мере не пил, не лез в драку из-за косо брошенного взгляда, учился бы нормально, был честным и работал продуктивно. Не думаю, что слишком много подкручивать придется.

Страшненькую картинку Вы нарисовали. Вот вам и инструмент управления обществом. Подкрутили в нужном направлении, и толпа любит мыться, подкрутили в другом витке ДНК, и толпа ненавидит Абаму. Просто совершенный инструмент.

Вот меня такая абсурдная мысль посетила. А что если в Украине уже используют эти винтики. Ну не просто так же ВЕСЬ украинский народ разом и одновременно возненавидел Россию и русских. 

На обывательском уровне слух прошел: "им что-то в воду добавляют". Не то ли это самое?

Давайте не будем трогать наши гены. Вымрем же



#13 Guest_Татьяна Нестерова_*

Guest_Татьяна Нестерова_*
  • Гости

Отправлено 03 March 2016 - 12:18

 С рождением детей в семье запускаются сложные процессы, которые могут привести к разрушению этой самой семьи. А кому это надо? Я к тому, что не надо забирать у семьи функции воспитания детей, надо помогать семье делать это хорошо, обеспечивать соответствующие условия. Тогда можно будет заводить речь о вопросе, вынесенном в тему обсуждения.

Всеми руками ЗА! Потому что каждому ребенку нужна обязательно любовь индивидуально к нему. А это можно дать только в семье. Там закладываются основные представление об отношениях между людьми и осознания своего в нем месте до трех лет. выносить малыша в общество себе подобных нужно обязательно с 6 месяцев. В нашем городе есть клуб для мамочек, куда приходят детьми с рождения и занимаются всем, вплоть до танцев в слингах и лепки из глины.  

Вот после трех лет коллективное дозированное воспитание необходимо для адаптации личности в толпе. Все уже сейчас есть, но в несовершенной форме. То есть ломать ничего не надо, чтобы построить новое. Просто отремонтировать))



#14 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 12:24

Вот после трех лет коллективное дозированное воспитание необходимо для адаптации личности в толпе. Все уже сейчас есть, но в несовершенной форме. То есть ломать ничего не надо, чтобы построить новое. Просто отремонтировать))

Вот, кстати, те психологи, которых слушал я, немного не согласны с этим цифрами. Процессы социализации в ребёнке запускаются с шести-семи лет. Именно тогда начинается следующий этап сепарации и ребёнку надо общество себе подобных, чтобы учиться адаптироваться, сосуществовать и всё такое. А раньше - в принципе, достаточно мамы/семьи/родных/детской площадки. То есть дет. сад - вполне себе опция, которую можно пропустить. В отличие от школы (или любого её заменителя).
Меня можно уже не ругать здесь.

#15 Guest_Татьяна Нестерова_*

Guest_Татьяна Нестерова_*
  • Гости

Отправлено 03 March 2016 - 12:36


 

Вот, кстати, те психологи, которых слушал я, немного не согласны с этим цифрами. Процессы социализации в ребёнке запускаются с шести-семи лет. Именно тогда начинается следующий этап сепарации и ребёнку надо общество себе подобных, чтобы учиться адаптироваться, сосуществовать и всё такое. А раньше - в принципе, достаточно мамы/семьи/родных/детской площадки. То есть дет. сад - вполне себе опция, которую можно пропустить. В отличие от школы (или любого её заменителя).

Не согласна. Вы же знаете, что в три ребенок вполне уже себе человек. Даже в этом УЖЕ возрасте кто-то из малышей умеет чувствовать себя в коллективе комфортно, а кто-то плачет и ждет маму. 

Я сама выросла маугли, воспитанная целой кагортой чужих бабушек во дворе. Кто-то читать учил, кто-то на пианино играть. кто-то вязать. Мне было очень трудно в школе в среде себе подобных. Я до взрослости и дальше "плакала" и хотела спрятаться от всех в книжку". Поэтому я за многодетную семью и сама такую сознательно создала. Мои дети адаптировались в семье и отлично себя чувствуют в коллективе.

То есть в 7 это уже слишком поздно. Слишком. Может вы что-то не поняли?



#16 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 12:47

Не согласна. Вы же знаете, что в три ребенок вполне уже себе человек. Даже в этом УЖЕ возрасте кто-то из малышей умеет чувствовать себя в коллективе комфортно, а кто-то плачет и ждет маму. 
Я сама выросла маугли, воспитанная целой кагортой чужих бабушек во дворе. Кто-то читать учил, кто-то на пианино играть. кто-то вязать. Мне было очень трудно в школе в среде себе подобных. Я до взрослости и дальше "плакала" и хотела спрятаться от всех в книжку". Поэтому я за многодетную семью и сама такую сознательно создала. Мои дети адаптировались в семье и отлично себя чувствуют в коллективе.
То есть в 7 это уже слишком поздно. Слишком. Может вы что-то не поняли?

Ну, тут мне сложно аргументировано аппелировать. Слышал из нескольких источников, но в устной форме (тренинги, доклады, последний раз - в эту субботу от нейропсихолога). И потом, я не говорил, что надо "изолировать" в семье. Насколько я понял, детей во дворе (на детской площадке) может быть вполне достаточно. А вот детский садик может травмировать - ребёнку ещё мама/папа нужны, а их у него отбирают (пусть и на время). :)
Меня можно уже не ругать здесь.

#17 Ekaterina Terehova

Ekaterina Terehova
  • Пользователи
  • 299 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 14:07

Вспомнила стихотворение, автор Юрий Левитанский .В нем, мне кажется, все описано, как надо воспитывать детей. Правильная консультация будущих родителей - очень хорошо, она должна быть. Но даже в этом случае не получится добиться идеального общества. А общество и должно быть неидеальным, ведь в нем происходит отбор.
 

Дети, как жители иностранные
Или пришельцы с других планет,
Являются в мир, где предметы странные,
Вещи, которым названья нет.

Еще им в диковинку наши нравы.
И надо выучить все слова.
А эти звери! А эти травы!
Ну, просто кружится голова!

И вот они ходят, пометки делая
И выговаривая с трудом!
А что у вас? - Это дерево.
А это? - Птица. А это? - дом

Но чем продолжительнее их странствие -
Они ведь сюда не на пару дней -
Они становятся все пристрастнее
И нам становится все трудней.

Они ощупывают переборочки,
Они заглянуть стараются - за...
А мы их гиды, их переводчики,
И не надо им пыль пускать в глаза!

Пускай они знают, что неподдельно,
А что только кажется золотым.
А это что у вас? - Это дерево.
А это? - небо. А это? - дым
 



#18 Mad Architect

Mad Architect
  • Пользователи
  • 1148 сообщений

Отправлено 03 March 2016 - 14:12

Пока программа компилируется, напишу свои соображения по этому вопросу. Точнее, к чему лично мне хотелось бы стремиться, этакий список требований.
1. Примат семейного воспитания над "интернатовским". Собственно, от этого никуда не уйти, а попытка ухода будет сопряжена с травмированием детей. Это никому не нужно.
2. Но семейное воспитание не должно делаться "урывками", "между делом". По-хорошему, у родителей должна быть возможность (и время) уделять достаточное количество внимания ребёнка. Это приводит нас к необходимости уменьшения рабочего дня как минимум для детястых пар и увеличение декретного отпуска лет до шести. То есть у родителя, кто решил сидеть дома с ребёнком, должна быть возможность возможность сделать это комфортно.
3. При этом должна быть возможность как дистанционного образования, так и работы (чтобы у того, кто решил сидеть дома, была возможность заниматься чем-то ещё параллельно и не выпадать из общественной жизни).
4. Как обсуждалось выше - аналог ШПР для молодых родителей.
5. Социально-психологический патронаж молодых семей особенно с первым ребёнком (снятие послеродовых депрессивных состояний у мам, совместная семейная терапия проблемных ситуаций, и т. п.).

По идее, это должно заложить крепкий фундамент для нового поколения "строителей социализма".
Меня можно уже не ругать здесь.

#19 ТатьянаП

ТатьянаП
  • Пользователи
  • 511 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 03 March 2016 - 14:23

А я соглашусь с Архитектором. Моя дочь садик вообще не посещала. Я работала, с дочкой были мои родители. С трех лет водили её на разнообразные занятия. Дом у нас был всегда открыт и для моих подруг с их детьми, и для друзей дочки. В школу она пошла в неполные шесть лет, была самой младшей в классе. При этом проблем с адаптацией в коллективе, которые были даже у "садовских" детей, не было никаких. Очень общительна всегда была, легко находила общий язык со всеми. Единственный момент, который до сих пор вызывает у меня сомнения - сильно болела в первом классе. Возможно, в саду был бы наработан иммунитет раньше. но это - медицинская проблема. С точки зрения воспитания и социальной адаптации, как показывает мой опыт, вполне можно и без садика прожить.



#20 Межзвёздный 4

Межзвёздный 4
  • Пользователи
  • 774 сообщений

Отправлено 04 March 2016 - 00:36

Хочу отметить вот что. Я думаю, что дети должны расти в семье и воспитываться родителями. Но есть ещё такой момент: я очень хорошо помню, как раньше, при СССР, дети в каком-то смысле были и общими. То есть, если какой-то ребёнок делал непотребство, любой взрослый мог одёрнуть его, и это было нормальным. А сейчас ничего никому не надо.

 

Ну не просто так же ВЕСЬ украинский народ разом

Ну, насколько весь - это надо ещё статистику смотреть. Те, кто не возненавидел, не будут бегать по улице и кричать, они ещё жить хотят.

 

А вот детский садик может травмировать - ребёнку ещё мама/папа нужны, а их у него отбирают (пусть и на время).

Детский садик, я думаю, тоже нужен. И он не обязательно травмирует. Меня в 3 года отдали, хорошо помню первый день. Меня бабушка отвела утром, а в тихий час пришла забирать. Решили пораньше, думали, что плакать буду. А я наоборот расстроилась, что меня забирают.





Ответить



  

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных